Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова , профессор, доктор психологических наук Тхостов А. Ш., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Сурнов К. Г.
(Продолжение)
Выявление условий формирования конверсионных, диссоциативных и иных расстройств психической сферы, психологических механизмов их реализации, скрытых коммуникативных целей, вторичной выгоды и патологических звеньев социализации, прежде всего, при злоупотреблении современными технологиями удовлетворения потребностей – основная задача психологического исследования, цель которого – открыть дорогу к первичной профилактике, психокоррекции и реабилитации жертв “культурной патологии”. Психологические исследования проблемы “культурной патологии”, разработки научно обоснованных программ освоения и использования новейших технологий на методологическом и методическом уровнях призваны помочь процессу превращения новейших технологий (“хищных технологий века”) в мощные орудия, современные средства развития и самореализации личности и в значительной степени избежать негативных последствий злоупотребления этими технологиями, столь очевидных и многочисленных в настоящее время. В зависимости от успешности этой работы в значительной степени будет определяться и зона ближайшего развития самого человека как уникального биопсихосоциального существа, важнейшей производной культурно-исторического процесса. Если условно разделить общую задачу такого исследования на структурно значимые части, то необходимыми подсистемами неизбежно окажутся: первичная профилактика, психотерапия и психокоррекция личностных и иных расстройств, связанных с различными злоупотреблениями современными технологиями, психологическая реабилитация и мониторинг оптимального использования современных технологий. Под первичной профилактикой в этом контексте следует понимать, прежде всего, комплекс психодиагностических, педагогических, особенно воспитательных, мероприятий, призванных еще до знакомства с современными технологиями удовлетворения потребностей создать у ребенка или взрослого систему таких качеств мотивационной сферы, личности в целом, которые позволили бы ему адекватно относиться к этим технологиям. Важнейшая цель работы – воспитание осведомленности и ответственности, знания и нравственного чувства, помогающих сделать личный выбор, принять решение о реализации или запрете любого действия, связанного с использованием современных технологий
Задача психотерапии и психологической коррекции включает в себя, наряду с исследовательской частью, помощь человеку в преодолении возникших проблем, формирование способности к сознательной регуляции процесса интеграции деятельности по освоению новых технологий в общий контекст и структуру когнитивной, мотивационной, нравственной активности личности. Задача организации психологического мониторинга и разработки методической базы воспитания, обучения, тренинга в ходе работы человека с современными технологиями в различных условиях, возможно, является важнейшей, так как при успешном ее решении и фундаментальном внедрении результатов научных разработок в жизнь социума значительно облегчаются первичная профилактика и психокоррекция. Наконец, еще одна важная задача – разработка единого методического арсенала, диагностического инструмента, который позволил бы исследовать множество современных технологий по одной схеме. Эта унификация, если она окажется возможной, подтвердила бы теоретическую добротность разрабатываемого подхода, его методологическую обоснованность, непротиворечивость, а также обеспечила бы очень важную для дальнейшей работы возможность сравнивать “хищные технологии века” по существенным параметрам внутри масштабного комплексного психологического исследования. Предназначение любой технологии, любого технического средства, в конечном счете, состоит в том, чтобы способствовать удовлетворению тех или иных потребностей человека. И каменный топор, и компьютер суть средства удовлетворения потребностей. Технические средства и социальные технологии, разработанные для облегчения жизни, замечательно справились со своей задачей. Они настолько облегчили удовлетворение почти любой потребности современного человека, что усилие, необходимое для удовлетворения потребностей и для совершенствования собственно личностных средств развития и самореализации, стало не нужно. В результате совершенствование собственно личностных ресурсов и потенциала человека замедлилось или совсем не происходит. В комфортном, легком мире в таком совершенствовании нет нужды. Человек удовлетворен, он сыт, ленив, неактивен. Однако становится все более типичным достижение этого состояния, так сказать, не деятельностным путем. Человек достигает чувства удовлетворенности, сытости, но он наедается досыта и удовлетворяется отбросами, суррогатами, имитациями и иллюзиями, созданными с помощью технических средств. Достигает чувства удовлетворенности способом, который ведет не к развитию, а к деградации. Еще в прошлом веке Э. Фромм [17] отмечал важнейший для понимания проблем современного социума факт: прогресс не оправдал ни одного из великих ожиданий: люди не стали ни свободнее, ни счастливее. Интенсивное развитие современных технологий, которым суждено определять организацию жизни человеческого сообщества в XXI веке, еще более обостряет проблему. Прогресс должен быть исследован как один из существенных факторов формирования новых, не существовавших ранее форм аномалий психического развития. Психологические исследования проблемы “культурной патологии”, разработка научно обоснованных программ освоения и использования новейших технологий на методологическом и методическом уровнях призваны помочь процессу превращения современных технологий в средства развития и самореализации личности и в значительной степени избежать многочисленных негативных последствий злоупотребления этими технологиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб. Речь, 2003.
2. Барт Р. Избранные труды. Семиотика и поэтика. М.: Прогресс. 1994.
3. Бержере Ж. Психоаналитическая психология. М.: Изд. Московского университета, 2002.
4. Выготский Л. С. Избранные психологические труды. М.: изд. Акад. наук РСФСР, 1956.
5. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 228 – 291.
6. Гегель Г. В. Ф. Система наук. СПб.: Наука, 1992.
7. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 1994.
8. Корольков А. А., Петленко В. П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М.: Медицина, 1977.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
10. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.
11. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002.
12. Тищенко П. Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. М.: ИФР-АН, 2001.
13. Тоффлер О. Одноразовая культура. М.: “Логос”, 2001.
14. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
15. Тхостов А. Ш., Сурнов К. Г. Современные технологии и новые границы социокультурной детерминации нормы и патологии // Психология. Современные направления междисциплинарных исследований. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2003. С. 66 – 79.
16. Тхостов А. Ш., Сурнов К. Г. Технологические детерминанты определения границ нормы и патологии: Материалы съезда психологов в Санкт-Петербурге. СПб., 2003.
17. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.
18. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, 1996.
19. Фуко М. Наблюдать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.
20. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.
Запись на консультацию к Тхостову А.Ш.