Кандидат психологических наук, арт-терапевт Е. С. Коротченко
Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов (ч. 9)
В искусстве и литературе широко используется преувеличение, преуменьшение или какое-то иное нарушение измерения. В художественных образах, писал А.И.Герцен, “для резкости… увеличивают углы и выпуклости, обводят густой краской” (Герцен, 1955, с. 38). Рассмотрим классическое определение гиперболы:гипербола (от греч. “hyperbole” – преувеличение) – “чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления” (Аксенова, 1974а, с. 59). Этот прием используется для усиления нужного впечатления. М.В. Ломоносов, причисляя гиперболу к тропам, дает следующее ей определение: “Гипербола, или превышение, есть когда представленная речь несколько натуральное понятие превосходит ради напряжения или послабления страстей, н.п.: бег скорейший вихря; звезд касающийся Атлас; из целых гор иссеченные храмы” (Ломоносов, 1952, с. 54). Визуальный аналог гиперболытакже служит для “напряжения” или “послабления” “страстей”, т. е. для усиления эмоционального впечатления от изображенного предмета или явления.
В русской литературе к гиперболе охотно прибегали Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.К. Толстой: “Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега”. Примером гиперболы в живописи будет изображение исполинской фигуры большевика, которая движется с красным знаменем по городу (картина Б. Кустодиева “Большевик”, см. рис. 8 на цветной вклейке).
Очень часто приемы выразительности переплетаются в словесном искусстве и в живописи: на картине “Большевик” изображен русский городской пейзаж, который служит метафорой всей России в целом в дни революции (Сандомирский, 2007). Гигантская фигура большевика движется по улице сквозь толпу мелких людишек, он идет и неизбежно вместе со следующим шагом раздавит кого-то, достаточно его одного неловкого движения – и он снесет церковь. Так показана необузданная сила и страх перед ней. Без обращения к мнению искусствоведов и биографов Б. Кустодиева нам трудно оценить то, насколько осознанно он закладывал в этот образ страх перед несокрушимой силой “большевизма”, а может быть, художником владело амбивалентное чувство восхищения мощью всенародного подъема и неосознанный страх перед этой силой.
Литота (от греч. litotes) – “троп, противоположныйгиперболе… это оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления” (Трофимов, 1974, с. 197): Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (Н.В. Гоголь). Если говорить о визуальных аналогах литоты, то можно привести в пример картины И. Босха (рис. 9 на цветной вклейке): изображение, например, мелких человеческих фигур указывает на ничтожность, суетливость, незначительность греховной человеческой жизни. Каждая фигурка занимается каким-то своим делом, копошится, что создает впечатление хаотичности, беспорядка, это своеобразный взгляд свыше на человеческие жизни.
Запись на прием к автору статьи, арт-терапевту Коротченко Е.А.