Кандидат психологических наук, арт-терапевт Е. А. Коротченко
Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов (ч. 7)
Другой пример визуальной метафоры – картина И. Глазунова “Больной. Последний лист” (рис. 4 на цветной вклейке). Открытая клетка, в которой нет птицы, – это метафора души, отлетевшей от тела. Одинокий листок на дереве указывает на уходящие мгновения жизни. Бюст, стоящий на подоконнике, и тяжело больной человек, изображенные на картине, входят в оппозицию, как жизнь и смерть, вечное и преходящее. Зритель “читает” “осеннее” настроение картины по облакам, видит последний лист на сухом дереве, пустую клетку птицы, бюст: человеческая жизнь вот-вот оборвется, как вскоре сорвется с ветки этот последний лист. Данная картина пересекается с литературным произведением – рассказом О’Генри “Последний лист”, что является своеобразным визуальным цитированием.
Как и в художественном тексте, в картине часто имеет место переплетение множества выразительных средств (в данной картине можно найти как минимум две визуальные метафоры, а также синекдоху), создающих в целом художественный образ.
Метонимия (греч. “metonymia”, букв. “переименование”) в лингвистическом понимании – это троп, в основе которого лежит принцип смежности. Вещь получает название другой, связанной с ней вещи. Явления, приводимые в связь посредством метонимии и образующие “предметную пару”, могут относиться друг к другу самым разным способом: вещь и материал (Не то на серебре, – на золоте едал – А.С. Грибоедов; Вся в тюле и в панбархате в зал Леночка вошла – А.А. Галич.); содержимое и содержащее (Трещит затопленная печь – А.С. Пушкин); носитель свойства и свойство (Смелость города берет); творение и творец (Мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет – Н.А. Некрасов); место и люди, находящиеся на этом месте (Вся Москва об этом говорит) и др. Метонимия как перенос названия имени основывается на смежности значений, в основном пространственной, временной и причинно-следственной. Важным свойством метонимии является то, что связь между предметами предполагает, что предмет, имя которого используется, существует независимо от предмета, на который это имя указывает, и оба они не составляют единого целого (Зарецкая, 2002). Метонимия – это яркий символический троп. Она создает и усиливает зрительно ощутимые представления, характеризуя при этом явление не прямым способом, а косвенно. Ю.М. Лотман определяет актметонимии как выделение существенно-специфического и исключение из рассмотрения несущественного (Ю.М. Лотман и тартуско-москов-ская…, 1994).
Рассмотрим в качестве примера метонимии в визуальном искусстве изображение куклы, лежащей на земле, на картине “Кукла” И. Глазунова (см. рис. 5 ). На ней не изображен ребенок, но кукла отсылает нас к образу ребенка – это аналогметонимии в визуальном плане.
Такая “визуальная” метонимия функционирует иначе, чем вербальная: здесь нет названий предметов, но остается лишь связь между, например, куклой и ребенком, который с ней играл. Таким образом, изображение куклы отсылает зрителя к воображаемому ребенку, обозначая тем самым ретроспективную направленность сюжета. Перед зрителем явлена кукла, и он может дорисовать в воображении любые (даже самые ужасные) истории, произошедшие с ребенком, который играл с этой куклой.
Запись на прием к автору статьи, арт-терапевту Коротченко Е.А.