Кандидат психологических наук, арт-терапевт Е. С. Коротченко
Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов (ч. 12)
Перифраз (греч. “рerifrasis” – описательное выражение) в лингвистике – “троп, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки…” (Аксенова, 1974г, с. 267), “стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном обозначении предметов и явлений…” (БЭС: Языкознание, 2000, с. 371): Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном (молодая талантливая актриса) (А. Пушкин). Визуальный аналог данного тропа требует того, чтобы на картине были изображены действия, атрибуты, символы некоторого явления, которое само не показано. Например, иллюстрации на страницах или обложках учебников литературы, на которых изображены перо, чернильница, бумага при свете свечи. Примером визуального аналога данного тропа будет известная картина Жана Батиста Шардена “Атрибуты искусства” (см. рис. 14 на цветной вклейке). На картине не изображен художник, но понятно, что все предметы на картине используются им и составляют, например, натюрморт, над которым работает не изображенный художник.
Антитеза (греч. antithesis – противоположность) – “резко выраженное противопоставление понятий или явлений” (Крупчанов, 1974б, с. 18). Рассмотрим пример визуального аналога антитезы: картина Э. Делакруа “Тигр, напавший на лошадь” (рис. 15 на цветной вклейке). Здесь противопоставление реализуется даже на уровне цвета: сталкиваются две роли, два характера – охотник и добыча.
К приемам работы с живописными образами можно отнести способы преодоления временной статичности и введение динамики изображения. В триптихах и на клеймах икон (житиях святых) отдельные события связаны в рассказ, такое “серийное” изображение является приемом выразительности (см. рис. 16а, 16б на цветной вклейке). Рассматривая одну часть изображения за другой, зритель имеет возможность проследить за изменениями сюжета. Это своего рода кадры, в которых может быть передано развитие действия.
Некоторые выразительные средства, используемые в живописи, редко применяются в литературе: например, нарушение предметной логики (ср. у Пикассо – изображение скрипки в разных проекциях – рис. 17 на цветной вклейке). Изображение предмета в разных проекциях – это прием, позволяющий отойти от стереотипов, совместить разные точки зрения, сравнить и сопоставить. Такое изображение создает новые смысловые акценты.
В живописи, в отличие от литературы, неизбежно фиксируется позиция наблюдателя, как правило, совпадающая с позицией создавшего произведение художника. В литературном тексте может быть несколько позиций: автора, повествователя, рассказчика, главного героя, а также возможна смена позиций в ходе повествования, например, герой произведения становится насекомым и начинает иначе видеть мир в “Превращении” (1915) Ф. Кафки и в “Общем деле “Грентон Стар”” (1996) в новелле Ирвина Уэлша. В литературном тексте смена позиций растягивается во времени, тогда как на картине это дано одномоментно. Так, используя прием изображения зеркала, можно одномоментно зафиксировать несколько возможных позиций наблюдателя (см., например, на картине “Смеющаяся пара (Joking Сouple)” Ханса фон Аашена на рис. 18 на цветной вклейке). Мужчина, держа зеркало, вожделенно смотрит на молодую женщину. Она же, глядя в зеркало, любуется собой. Таким образом, в картине (как в полифоническом романе, по М. Бахтину) фиксируется множественность позиций наблюдателя: взгляд мужчины, молодой женщины и зрителя, позиция которого, по-видимому, совпадает с позицией художника.
Запись на приём к автору статьи, арт-терапевту Коротченко Е.А.