Кандидат психологических наук, арт-терапевт Е. С. Коротченко
Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов (ч. 10)
Олицетворение (или персонификация – от лат. “рersonification”) – “такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ…” (Аксенова, 1974б, с. 252). Это присвоение признака “духовности” объектам неживого мира, выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия: Пели пули, били пулеметы, ветер упирал ладони в грудь…; Все безрадостнее, все явственнее ветер за плечи рвет года (Н. Асеев). Примером визуального аналога олицетворения можно считать персонажей из мультфильма “Мойдодыр” (рис. 10 на цветной вклейке). Главный персонаж данного мультфильма (и сказки) наделен свойствами человека: он говорит, вздыхает, двигается, смотрит, но при этом является умывальником.
Кроме этого, олицетворение всегда есть там, где изображаются, например, античные боги или стихии в облике людей. На рис. 11 на цветной вклейке изображены ветра в человеческом облике. Поскольку при использовании приемаолицетворения неживой предмет наделяется свойствами живого, зритель получает возможность ярче представить данный предмет.
Аллегория (греч. allos – иной и agoreuo – говорю) – это “иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа: в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т. д.” (Розенталь, Теленкова, 1976, с. 19). “Аллегория – конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д.” (Крупчанов, 1974, с. 12) “Аллегория есть формально-логическая общность”, т. е. автор, используя аллегорию, не отождествляет аллегоричный образ и изображаемое с его помощью явление: “Баснописец вовсе не думает, что животные по-человечески говорят” (Лосев, 1995, с. 152).
“Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер. Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках – богини Фемиды – аллегория правосудия, изображение змеи и чаши – аллегория медицины” (Лингвистический энциклопедический словарь, 1990, с. 35). Богиня Психея часто изображается как бабочка или сопровождается бабочкой (рис. 12 на цветной вклейке). Психея, согласно греческой мифологии,- “смертная, обретшая бессмертие, стала символом души, ищущей свой идеал” (Год-фруа, 1992, с. 83-84). Множество примеров аллегорий можно встретить в средневековой живописи.
Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов (Riesel, Schen-dels, 1975, s. 220). В психологическом смысле аллегория – это возможность пережить некоторое “озарение”, переживание открытия, когда некоторая идея представлена с помощью неожиданных средств. В случае с живописью переживание такого “озарения” сохраняется, но оно переживается менее остро, поскольку зритель, как правило, осведомлен о том, что часто греческие божества изображаются в человеческом облике.
Запись на приём к автору статьи арт-терапевту Коротченко Е.А.