Эмоциональный интеллект как профессионально важное качество психолога

эмоциональный интеллект как профессионально важное качество психолога

В 20-е гг. на основе психологического изучения профессий И.Н. Шпильрейном и С.Г. Геллерштейном были описаны группы профессионально важных качеств (ПВК), которые характеризовали возможности человека как субъекта конкретной профессиональной деятельности с разных сторон.

Профессионально важными качествами принято считать индивидуально-личностные особенности, те качества профессионала, которые повлияют на эффективность его работы.

Были выделены следующие группы ПВК: а) качества и функции, важные для профессионального успеха, но трудно поддающиеся тренировке, развитию; выражающие стойкие индивидуальные особенности людей, которые особо важны для прогнозирования будущей успешности у новичков и поступающих в профессиональные школы; б) качества и функции, которые возможно развить в обучении, и поэтому их тренировка должна быть включена в программы профессиональной подготовки; в) качества и функции, которые в большей степени подвержены функциональному распаду под влиянием длительной и/или напряженной профессиональной работы или смены орудий.

По результатам исследований был сделан вывод, что эмоциональный интеллект (ЭИ) имеет сложную структуру, так что для развития компонентов ЭИ нужны знания, богатый опыт, а также специально направленное на это обучение.

Понятие «эмоционального интеллекта» появилось совсем недавно, в 1990 году, в совместной статье Дж. Майера из Нью-Гемпширского университета и П. Сэловея из Йельского университета. Но до сих пор нет единого мнения относительно данного явления. Так что каждый психолог (будь то теоретик или практик) вносит свой взгляд в понимание ЭИ. Тем не менее, можно выделить его основные составляющие и дать общее определение ЭИ. ЭИ – целое сочетание способностей, которые участвуют в понимании эмоций – своих и эмоций окружающих людей. Способность перерабатывать (умственно) информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций и их связи, и затем на основе этой информации принимать какие-либо решения. Т.е. наличие высокого ЭИ позволяет хорошо понимать свои и чужие эмоции, контролировать их, управлять ими, легче взаимодействовать с окружающими. Основными составляющими ЭИ решено считать: самосознание, самоконтроль, эмпатию, навыки отношений и мотивацию.

ЭИ как ПВК трудно отнести к одной из групп: поддается ли ЭИ тренировке или нет. Одни ученые придерживаются мнения, что развивать ЭИ невозможно, потому что это способность врожденная, т.е она либо есть, либо ее нет (напр., Дж. Майер). Другие – что возможно (напр., М. Гоулман). Доказательством они приводят тот факт, что нервные пути мозга продолжают свое развитие даже вплоть до середины жизни человека.

Одно остается бесспорным. Эмоциональный интеллект является профессионально важным качеством психолога. Это обосновывается рассмотрением приведенных составляющих ЭИ.
Самосознание. Если человек понимает свои чувства, понимает, что он в плохом настроении, что это может вызвать негативное отношение к нему окружающих, он может стараться сдерживать свои чувства, не срывая их на других. Осознание своих эмоций – шаг к контролю над ней. Также наличие дисфорических эмоций заставляет такого человека разобраться в себе, понять, что их вызвало, а не пытаться приписать им только внешнюю причину. Он знает свои положительные и отрицательные стороны.

Самоконтроль. Такое качество позволяет вычленять свои негативные (будь то печаль или агрессия и т.д.) чувства и контролировать их, быть эмоционально устойчивым. Так что, имея такое свойство, психолог может работать с негативными чувствами клиентов, будучи уверенным, что его самого неожиданно не захлестнут неприятные эмоции.

Эмпатия. Еще К. Роджерс назвал эмпатию одним из обязательных условий своего личностно-центрированного подхода в психотерапии. Под эмпатией понимается способность эмоционально отзываться на переживания других, проживать их ощущения вместе с ними, при этом не сливаясь с ними до конца. Так что эмпатия является необходимым качеством психотерапевта, которое позволяет ему понимать и принимать клиента таким, какой он есть, без критики и оценок, лучше чувствовать то, что чувствует он.

Навыки отношений. Хорошему психологу необходимо уметь найти общий язык с совершенно разными людьми, даже тогда, когда у них нет предрасположенности к этому, наладить и поддержать с ними контакт.

Мотивация (самомотивация). Умение управлять своими эмоциями, например, способность входить в то состояние, которое в данной ситуации было бы наиболее эффективным для работы, возможность сконцентрироваться на решении какой-либо проблемы, заинтересоваться ею и посвятить себя именно ей, если это необходимо.

Сами авторы термина «эмоциональный интеллект» Дж. Майер и П. Сэловей выделяют четыре компонента ЭИ – ветви. Компоненты иерархично структурированы и развиваются в онтогенезе в определенной последовательности.

Первая ветвь – способность понимать, распознавать эмоции и выражать их. Первая ветвь – основа для появления второй – порождение эмоций для решения уже конкретных задач. В свою очередь, первая и вторая ветвь дают основу для возникновения третьей – способности понимать события, которые предшествовали эмоциям и которые последуют за ними. И, наконец, четвертая ветвь – способность регулировать собственные эмоции и эмоциональные состояния других. Для ее возникновения необходимо наличие предшествующих трех.

ЭИ тесно взаимосвязан с успешностью в профессиональной деятельности психолога. И эта успешность обусловлена коммуникативным фактором: способностью понимать свое состояние, управлять им, влиять на состояние другого в соответствии с установками общения.