тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Феномен детской застенчивости (продолжение)

Автор статьи – детский специалист Сутулина Анна

— Авторитетный гармоничный стиль воспитания:

Безусловное принятие: любовь к ребёнку не должна зависеть от его поступков и достижений.  Такое отношение поможет ребёнку понять, что его поступки могут быть плохими, но его личность человек всегда остаётся безусловно ценной и неизменной. Родители могут не одобрять поступки ребёнка, но при этом  безусловно принимать, любить его самого.

Минимизируйте оценочное отношение к ребёнку, не сравнивайте его с другими детьми. Постарайтесь избегать критики в адрес ребёнка.

Разумная система требований и ожиданий, обоснованная возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка. Ожидания и требования должны соответствовать возрасту ребёнка, как завышенные, так и заниженные ожидания ведут к формированию у ребёнка чувства неуверенности в себе: в первом случае из-за того, что ребёнок не справится с тем, что ему пока не по силам, а во втором — из-за того, что родители ставят ребёнку слишком низкую планку, считают его не способным выполнить простейшие для его возраста задачи. Здесь также стоит помнить: те задачи, которые мы предлагаем ребёнку в рамках совместной деятельности со взрослым, должны быть сложнее, чем задания для самостоятельной работы. То, что ребёнок пока ещё не может сделать сам, он может выполнить в сотрудничестве со взрослым.

Разумная и адекватная система санкций и поощрений. Желательно свести количество наказаний к минимуму, для этого необходимо существенно уменьшить количество требований и запретов. Если вы наказываете ребёнка, то он всегда должен понимать, за что его наказывают. Не забывайте интересоваться обстоятельствами, узнайте, почему ребёнок нарушил правило. Поддерживают положительное самоощущение ребёнка разные виды поощрений, ласка, похвала. Но всё это должно быть адекватно встроено в воспитательную систему родителя: с одной стороны, поощрения должны быть связаны с поступком ребёнка, а с другой — нельзя использовать награды, подарки, ласку и т.п. только как подкрепления. И помните, что лучшим подарком для ребёнка является время, проведённое вместе с родителями.

Высокий уровень удовлетворения потребностей ребёнка (не только витальных, но  и социальных, познавательных, духовных).

Отношения взаимного равноправия, уважения в принятии решений: речь конечно не идёт о решении вопроса покупки машины, но если вы решаете какую одежду одеть, какую еду сегодня приготовить, в какой цвет покрасить стены в комнате ребёнка совсем не лишним будет прислушаться к его мнению, дать ему возможность высказаться по этому вопросу, попытаться аргументировать свою позицию, покажите, что вы уважаете его мнение и готовы к нему прислушаться.

Поощрение автономии ребёнка: предоставьте своему ребёнку свободу и самостоятельность в тех сферах, в которых он уже обладает достаточными знаниями и опытом. Ваше признание компетентности ребёнка существенно повысит его уверенность в себе. Вы вполне можете предоставить ребёнку возможность самостоятельно одеваться и убирать свою одежду, собирать игрушки, заправлять постель, причёсываться, чистить зубы, убираться в своей комнате. Сделайте эти сферы жизни ребёнка областью его ответственности, компетентности.

— Поддерживайте в своём ребёнке позитивную высокую самооценку (об этом можно прочитать в статье, посвящённой развитию самооценки в детском возрасте).

— Уделяйте как можно больше внимания ребёнку, общайтесь с ним, учите его навыкам социального взаимодействия, учите его понимать и чувствовать других, не поощряйте в нём фиксацию на себе. Объясните, что главное в общении между людьми – это сотрудничество, а не конкуренция. Не вовлекайте ребёнка в соревновательные виды деятельности, предложите детям игры, направленные на переживание общих эмоций, которые предполагают взаимопомощь в игре, организуйте разнообразные совместные формы деятельности (совместная лепка, рисование и т.п.)

— Доверяйте своему ребёнку: ваше доверие к ребёнку – залог того, что он будет доверять окружающим.

— Избегайте резких критических замечаний в адрес других людей (пусть даже вам неприятных), тогда у вашего ребёнка не будет ощущения, что все в мире только и делают, что судят, оценивают.

— Не обсуждайте при ребёнке его поступки, личностные качества.

— Подкрепляйте в нём чувство «могу», но не «какой я?».

— Научите своего ребёнка быть независимым. Очень важно, чтобы ребёнок мог иногда побыть наедине с самим собой, найти себе занятие.

— Научите ребёнка самого отстаивать свои права: если родители всегда раньше времени бросаются на защиту своего ребёнка в случае конфликта с другими детьми, у него формируется подсознательная неуверенность в том, что он способен справиться с ситуацией без родительской помощи.

— Постарайтесь в диалоге со своим ребёнком понять, что ему действительно интересно, чего он хотел бы достичь, обсудите вместе те возможные препятствия, которые стоят на пути реализации его желаний, и подумайте, что нужно делать, чтобы эти преграды преодолеть. Когда вы вместе с ребёнком дадите ответы на эти вопросы и выстроите чёткий план действий, помогите ему сделать первый шаг, создайте вокруг ребёнка максимально доброжелательную и безоценочную атмосферу, чтобы он не боялся пойти на риск. При этом чувствуйте грань между поощрением, поддержкой и принуждением.

— Научите ребёнка правильно относиться к неудачам: объясните, что на пути к успеху неудачи возможны и нормальны, что никто от этого не застрахован. Донесите до ребёнка, что такого понятия как неудача вообще не существует, что настоящей неудачей является лишь нежелание предпринимать какие-то действия, лишь бы уберечься от неудачи. Пусть ваш ребёнок знает, что лучше попробовать и ошибиться, чем не пробовать вообще.

— Научить ребёнка не обвинять себя, а анализировать ситуацию, понимать, что он сделал неправильно и что можно изменить, что делать в следующий раз чтобы избежать ошибок. То есть направьте ребёнка в конструктивное русло.

— Объясните ребёнку как следует относиться к успеху: пусть он понимает, что всё, что он знает и умеет, не является мерой его ценности, а является средством, с помощью которого он может сделать других людей более счастливыми.

Подводя итоги, можно сказать, что продуманный, мудрый стиль воспитания, ориентированный на поддержание в ребёнке уверенности, чувства собственной ценности и уникальности будет способствовать развитию открытой новому опыту и общению личности, не боящейся внимания к себе, возможной критики и неудач.

застенчивость предыдущая 

Вернуться в раздел “Психология каждому”

Записаться на прием к детскому психологу Сутулиной Анне.