Яндекс.Метрика

Способы интерпретации эмоциональных явлений

Употреблявшийся выше термин «эмоция» должен был обозначить специфическую группу явлений, описываемых также при помощи таких терминов, как «чувство», «волнение», «аффект» и т. п. Хотя эти термины имеют различное значение, они относятся к таким классам явлений, которые имеют определенные общие свойства, а поэтому их можно обозначить общим термином «эмоциональные явления».
Представления об этих общих свойствах, то есть о природе и разновидностях эмоциональных явлений, а также о законах, которые ими управляют, в ходе развития психологической науки претерпели существенные изменения. Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии.

Эмоциональные явления как факт сознания. Анализируя явления сознания, психологи-интроспекционисты выделили особую группу, которую один из наиболее видных польских представителей этого направления, профессор Владислав Витвицкий, описал следующим образом:

«Когда мы на затемненной гладкой поверхности видим цвета спектра или когда слышим в тишине красивые аккорды, когда в безопасном месте быстро и плавно съезжаем в хорошем автомобиле с небольшого холма, когда на свежем воздухе потягиваемся со сна или достигаем цели в не очень утомительных состязаниях, когда наше лицо ласкает теплый ветер, когда мы вдыхаем аромат только что срезанных роз…— во всех этих столь различных случаях мы испытываем нечто общее… Если в этих состояниях нам удается уловить и выделить это нечто общее, мы говорим, что они в чем-то сходны между собой, а это «нечто» называем удовольствием. Об этих состояниях, так же как и об их причинах, мы говорим, что они приятны.

Точно так же, когда на красных обоях мы видим узор канареечного цвета, когда громко и фальшиво играют на расстроенном фортепиано или царапают ногтем по сухой стене, когда кто-нибудь постукивает зубами о край стакана, когда мы вынуждены сидеть или стоять несколько часов в одной и той же неудобной позе, когда нам с крыш за шиворот капает грязная и холодная вода,.. — в этом ряду сложных и столь различных переживаний мы опять-таки можем заметить нечто общее… Это — страдание» (Witwicki, 1946, с. 226).

Витвицкий выделяет здесь два явления: удовольствие и страдание. Эти явления он обозначает общим термином «чувства». Что представляют собой чувства? Психологи-интроспекционисты давали на этот вопрос разные ответы.

Основоположник научной психологии Вильгельм Вундт считал, что существует особый вид психических явлений — чувства. Эти явления бесконечно разнообразны. Если в психике человека, по мнению Вундта, можно выделить около пятидесяти тысяч ощущений, то чувств можно было насчитать значительно больше. Язык не располагает достаточным количеством терминов для обозначении всеx этих явлений. Однако можно выделить шесть главных компонентов чувственного процесса, точнее, чувства можно описывать при помощи трех основных измерений: удовольствия — неудовольствия, возбуждения — успокоения, напряжения — разрешения.

Такая точка зрения вызвала много возражений. Прежде всего подвергался сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Совершенно противоположную позицию по этому вопросу занял американский психолог Титченер; он полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие. По его мнению, Вундт смешивал два различных явления: чувства и чувствования. Чувствование «представляет собой сложный процесс, состоящий из ощущения и чувства удовольствия или неудовольствия…» (Titchener, 1899, с. 59). Видимость существования большого количества чувств является следствием того, что они могут сопровождать неисчислимые комбинации ощущений, образуя чувствования, которые тем не менее остаются не чем иным, как соединением ощущений с чувством удовольствия или неудовольствия.

Критике подвергалась также и концепция трех измерений чувств. Витвицкий, например, пытался доказать, что из нее следуют такие теоретические предположения, которые не находят подтверждения в действительности (Witwicki, 1946, с. 234—235).

Оспаривался даже взгляд на чувства как на особый вид психических явлений. Так, известный немецкий психолог Циген полагал, что чувство является свойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства: качество, интенсивность и чувственный тон (Циген, 1909, с. 45). Чувственный тон «есть не что иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее в различной степени наши ощущения» (с. 162). Чувства и аффекты суть чувственный тон сложных представлений.
Витвицкий же утверждал, что чувства — это особый вид ощущений. Он старался доказать это, полемизируя с психологами (Вундтом и Кюльпе), утверждавшими, что чувства представляют собой явления, качественно отличающиеся от ощущений.

Психологи-интроспекционисты признавали существование сложных эмоциональных явлений. Титченер, например, различал эмоции (радость, влечение, заботу, ненависть и др.), настроения (веселость, довольство, беспокойство, удрученность и др.) и сложные чувства (sentiments), каковыми являются переживания более высокого порядка, чем эмоции и настроения, например интеллектуальные, этические, религиозные, эстетические чувства. Как эмоции, так и сложные чувства — это определенные психические процессы, в которых существенную роль играют состояния удовольствия и неудовольствия. Однако эмоции и сложные чувства отнюдь не являются качественно особыми. Для обозначения таких явлений, как страх, ужас, гнев и т. п., Витвицкий употребляет термин «аффект». Аффект, по его мнению, — это «чувственное состояние… [которое] приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни» (Witwicki, 1946, с. 239).Таким образом, и Витвицкий не видел качественного различия между аффектами и более простыми чувствами. Однако Штумпф, впрочем, не он один, считал чувства разновидность ощущений, тогда как аффекты — особым видом психических явлений.

Как видно из этого весьма поверхностного обзора, представители интроспективной психологии по-разному определяли основные свойства эмоциональных явлений. По-видимому, это обусловлено особенностями самого метода самонаблюдения, пользуясь которым трудно найти адекватное решение данных проблем.

Хотя метод самонаблюдения не позволил раскрыть природу чувств, с его помощью был сделан ряд наблюдений, имеющих несомненную эмпирическую ценность. Витвицкий следующим образом характеризует важнейшие свойства эмоциональных явлений:

  1. адаптации к раздражителям, вызывающим чувства: длительное воздействие приятного раздражителя вызывает ослабление чувства удовольствия, тогда как изменение или перерыв и действии раздражителя может вызвать удовольствие; адаптации подвергается также и неудовольствие умеренной интенсивности, однако адаптации к боли не наступает;
  2. «упрочнение» чувств: наиболее сильное удовольствие или неудовольствие обычно испытывается не при первом, а при последующих предъявлениях эмоционального раздражителя;
    притупление чувствительности к вызывающим чувства раздражителям: продолжительное повторение неизменяющихся приятных или неприятных раздражителей обычно приводит (хотя, как подчеркивает Витвицкий, и не всегда) к исчезновению эмоциональной реакции;
  3. «иррадиация» чувств: чувство «переносится» на впечатления, получаемые при его переживании, то есть впечатление приобретает способность вызывать чувства, которые ему сопутствовали.

Представители интроспективной психологии обратили также внимание на связь эмоциональных явлений с деятельностью внутренних органов. Развитие исследований в этом направлении привело к радикальному изменению взглядов на природу эмоциональных явлений.

Эмоции и связанные с ними проблемы – предыдущая | следующая – Эмоциональные явления как вид физиологических процессов

Экспериментальная психология эмоций. Содержание