Яндекс.Метрика

Выводы по результатам исследования Репрезентация эмоций у больных нервной булимией

Автор психолог-психотерапевт Матвеев А.А.

Структурные характеристики репрезентации эмоций больных НБ отличаются от здоровых испытуемых меньшей общей детализированностью как на вербальном, так и на символическом и телесном уровнях. На это указывает бедность в описании переживаний, меньшее количество признаков, деталей в рисунке, большая однотипность образов, узость интрацептивного словаря и размерность семантического пространства ощущений и чувств. Данные феномены входят в общий параметр когнитивного стиля – когнитивную дифференцированность, которая, согласно полученным данным, «пронизывает» все уровни репрезентативной схемы эмоций. Таким образом, феномен низкой когнитивной дифференцированности, обнаруженный в предыдущих исследованиях нарушений пищевого поведения (Дорожевец А.В., 1986, Соколова Е.Т., 1989), оказывает свое влияние на репрезентацию эмоций как на звено саморегуляции.

Наибольший разрыв в показателях ЭГ и КГ был выявлен на уровне вербального описания эмоций, который, следовательно, можно рассматривать как наиболее дисфункциональный при НБ. Вместе с такой особенностью символической репрезентации как сниженная метафоричность образов эмоций, этот факт демонстрирует низкую когнитивную сложность репрезентативной схемы эмоций, которая означает существенное меньшее влияние высшего уровня: мышления и рефлексии на представление об эмоциях у больных НБ, чем у здоровых испытуемых.

Результаты методики РАТ и рисунка чувств в целом демонстрируют сохранную способность больных НБ по восприятию и опознаванию эмоций других людей, что указывает на адекватную эмоциональную компетентность в межличностном общении при снижении эффективности саморегуляции собственных аффектов.

Малый процент атрибутивных образов у больных НБ в соотношении со здоровыми испытуемыми может выступать показателем эмоционального понимания причин и ситуаций, детерминирующих возникновение тех или иных чувств. Ухудшение атрибуции чувств может также указывать на нарушения предметности аффекта, ведущего к снижению субъектности и произвольного контроля переживания (Тхостов А.Ш., Колымба И.Г., 1999).

Наконец, были выявлены содержательно-смысловые особенности репрезентации эмоций у больных НБ на уровне непосредственно наблюдаемого переживания, графических показателей рисунка чувств и содержательных семантических связей.

Обращают на себя внимание репрезентация агрессивных чувств у больных НБ, связанных с негативными оценками и актуальными трудности выражения. Данный результат может быть индикатором подавления собственной агрессии при социальном взаимодействии, ведущим к дисфункциям и нарушению свободного протекания эмоций.

Переживание голода оказались связаны у больных НБ с переживание тревоги и страха.

Таким образом, обобщая все полученные результаты, можно сделать вывод о том, что при НБ существуют два основных фактора, воздействующие через репрезентацию эмоций на аффективную саморегуляцию. Во-первых, это такие параметры когнитивной регуляция как дифференцированность и сложность, которые менее развиты у больных НБ, с наибольшей дисфункцией уровня вербальных представлений, нарушение предметности и  атрибутивности эмоций, что вместе указывает на сниженную способность к рефлексии собственных эмоциональных переживаний у больных НБ. Во-вторых, это содержательные особенности РЭ – смысловые оценки и когнитивные установки, обуславливающие особенности переживания агрессивных чувств и состояние голода у больных НБ, на фоне больней выраженности печали и вины, снижения радости как индикаторов общей неэффективности эмоциональной саморегуляции больных НБ.

Литература:

  1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта //Вопросы психологии, 2007. №5.
  1. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М., 1998.
  2. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
  3. Дорожевец А.Н. Искажение образа физического Я у больных ожирением и нервной анорексией. Автореф. канд. психол. наук, М., 1986.
  4. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997.
  5. Коркина М.В., Цивилько М.А., Марилов В.В. Нервная анорексия. М.,1986.
  6. Кулаков С.А. Основы психосоматики. С-пб., 2003.
  7. Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности// Вестн. Моск. Ун-та, сер. 14, психология, 1996, № 2.
  8. Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности//Психологический журнал, 2003, № 1
  9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997
  10. Пономарева И.П., Павлова Е.Н., Овчинникова В.В., Жуков Ю.М. Невербальное поведение и его значение в определении нетипичного эмоционального состояния человека. М., 2001
  11. Подпругина В.В., Блинникова И.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы // Психологический журнал. М., 2002.
  12. Сергеенко Е. А., Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М., 2006
  13. Скугаревский О.А. Классификационные критерии нарушений пищевого поведения и сопряженные поведенческие проявления // Психотерапия и клиническая психология. 2003., №2 (7)., С. 25-29
  14. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. М., 2005
  15. Соколова Е.Т. Особенности самосознания и самооценки при расстройствах личности. М., 1989.
  16. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.
  17. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестник МГУ, Серия 14 «Психология», 1999, № 2.
  18. Цивилько М.А., Брюхин А.Е. Характеристика агрессивных проявлений у больных нервной анорексией// Кафедра психиатрии и медицинской психологии РУДН, М.2001.
  19. Arnold E. Andersen. Rethinking the DSM-IV diagnosis of eating disorders// Eating Disorders, 10:177–180, 2002.
  20. Birch, L. L., Fisher, J. O. Development of eating behaviors among children and adolescents// Pediatrics, 101, 539–549, 1998.
  21. Cooper M. J., Fairnburn С.М. Thoughts about eating, weight and shape related words in bulimia nervosa// Journal of Abnormal Psychology, 101, 352-355. 1992.
  22. Eysenk M.W., Kean M.T. Cognitive psychology. A student’s handbook, 1997, p. 204-206
  23. Hetherington M.M. The physiological-psychological dichotomy in the study of food intake.
  24. Mayer J. D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence // Journal of Personality Assessment. 1990. Vol. 54, NN 3, 4. P. 772 – 781
  25. Metalsky T., Joiner Jr,.Stephen A., Wonderlich T. When Will Bulimics Be Depressed and When Not? The Moderating Role of Attributional Style// Cognitive Therapy and Research, 1997, Vol. 21, No. 1.
  26. Miller M. 1991. Understanding the eating-disordered patient: engaging the concrete// Bulletin of the Menninger Clinic 55: 85-95
  27. Ogden Jane, Wardle Jane Cognitive restraint and sensitivity to cues for hunger and satiety //Physiology and Behavior – 1990. – 47, № 3. – P. 477-481
  28. Rootsgel T., Lindenl V. Emotional mechanisms of feeding//Cognitive Therapy and Research, 1997, Vol. 23, No. 5
  29. Tchantury K., Cognitive flexibility in anorexia nervosa and bulimia nervosa //Journal of the International Neuropsychological Society, 10, 513–520, 2004.
  30. Vervaet М.,Van Heringen С. Eating Style and Weight Concerns in Young Females// Eating Disorders, 8-233-246, 2000.

Вначало

Запись на консультацию к психологу-психотерапевту Матвееву А.А.