canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Исследование нервной булимии

Продолжение статьи Репрезентация эмоций у больных нерной булимией

Автор психолог психотерапевт Матвеев А.А.

Перед теорией психического (Сергиенко Е. А., 2006) стоят более узкие задачи по изучению индивидуальных представлений о внутреннем мире других людей. Ключевым принципом является представление о поэтапном формировании ментальных репрезентаций, выделяются этапы в зависимости от характера информации, содержащейся в интрапсихической схеме: подражательные действия, аффективное закрепление, довербальные символические и вербальные представления (там же).   Соответственно, в теории психического репрезентативная схема эмоций рассматривается как структура, состоящая из разных уровней: чувственного, символического, вербального (там же).

Понятие РЭ также имеет существенное значение для разрабатываемой в рамках культурно-исторической концепции проблемы единства аффекта и интеллекта и культурного развития эмоций.

Согласно представлениям Л.С. Выготского, более высокий уровень развития интеллектуальных процессов выступает прямой детерминантой дифференциации эмоций. Переход к образному мышлению дает возможность «обобщения чувств» и возникновения сложных аффективных образований (Выготский, 2000), абстрактное мышление меняет динамику аффекта к более «тонкому» и «мягкому» его протеканию, приводит к более глубокому познанию и упорядочиванию мира собственных переживаний (там же).

Как условие «проникновения» высших интеллектуальных процессов в аффективную сферу рассматривают процесс знаково-символического опосредствования. Содержание понятия знаково-символическое опосредствование конкретизируется в понятии означение или означивание. Применительно к эмоциональной сфере механизм знаково-символического опосредствования описывается как процесс означения мимических, двигательных, физиологических признаков состояния ребенка в терминах эмоций (Тхостов А.Ш., Колымба И.Г., 1999).

РЭ, обозначаемые термином «эмоциональный образ», становились предметом исследования в работах Запорожца А.В. и в работах Веккера Л.М., в которых установлена закономерность, согласно которой, символический и метафорический язык репрезентаций в отличие от прямых наглядных образов соответствует более высокому культурному уровню, большей дифференциации и «богатству» эмоциональной сферы (Веккер Л.М., 1998).

Таким образом, обобщая представления о РЭ, можно сделать вывод о том, что данное понятие имеет большую эвристическую ценность для изучения механизмов психических нарушений при НБ. Репрезентативная схема эмоций может выступать как функциональное звено, осуществляющее взаимодействие между когнитивной и аффективной сферами, необходимое для конструирования целостной модели, учитывающей известные феномены при НБ. Изучение РЭ допускает, во-первых, оценку структурных характеристик различных уровней: чувственного, символического, вербального. Во-вторых, качественный анализ смыслового содержания репрезентации эмоций. РЭ также позволяет оценить ведущий параметр эмоционального интеллекта – понимание эмоций в двух планах:  1) репрезентацию собственных переживаний, что в большей степени относится к саморегуляции, и 2) репрезентацию эмоций других людей, относящуюся к регуляции межличностных отношений.

Таким образом, с учетом описанной проблемы и теоретического обзора представляется важным проведение эмпирического исследования репрезентаций эмоций у больных с НБ.

Актуальность исследования обусловлена тем, что множество описанных выше эмоциональных и когнитивных феноменов при НБ не увязаны друг с другом, что, в свою очередь, затрудняет развитие научного понимания, ведет к «растворению» целостности картины нарушений среди теорий низкого ранга. Изучение особой психической сущности – репрезентации эмоций, которые ранее не выступали в качестве предмета исследований НБ, позволяет преодолевать узкий, односторонний или коллекционирующий, эклектичный характер современных концепций НБ.  Данное исследование предполагает использование наработок различных теоретических направлений: когнитивной традиции, психодинамических концепций, традиции отечественной психологии.

 

Целью исследования являлось комплексное изучение репрезентации эмоций больных нервной булимией в сравнении с репрезентациями здоровых испытуемых на уровне интрацептивных ощущений, символических образов, невербальных реакций и вербальных представлений как собственных эмоций, так и эмоций других людей, а также анализ их взаимосвязи между собой.

 

Задачи:

  1. Разработка комплекса методик для эмпирического исследования репрезентации эмоций.
  2. Проведение эмпирического исследования в группе больных НБ и группе здоровых испытуемых.
  3. Анализ нарушения разных уровней репрезентации эмоций при НБ в сравнении со здоровыми испытуемыми.
  4. Выделение факторов нарушений репрезентации эмоций у больных НБ.

Гипотезы: 1. Репрезентации эмоций и у больных нервной булимией значимо отличаются от репрезентаций эмоций здоровых испытуемых. 2. Структура нарушений репрезентаций эмоций у больных нервной булимии неоднородна, разные уровни репрезентации эмоций при НБ нарушены в различной степени выраженности.

Испытуемые: Экспериментальная группа состояла из 50 человек. Больные – женщины в возрасте от 17 до 35 лет с диагнозами нервная булимия (37 чел) и нервная анорексия с булимическими расстройствами (13 чел.), проходившие лечение на базах 14 ПБ, клиники неврозов им. проф. Соловьева  и 33 ГКБ им. проф. Остроумова А.А.

Контрольная группа состояла из 60 испытуемых женского пола в возрасте от 17 до 35 лет. Критерием отбора являлось отсутствие на момент обследования острых или хронических заболеваний. Группы испытуемых были уравнены по возрастному и образовательному уровню.

Предыдущая| Следующая

 

Запись на консультацию к психологу консультанту Матвееву А.А.

Яндекс.Метрика