canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психофизиологические принципы. психофизиологические принципы квалификации дефекта

4.3. Принципы восстановительного обучения больных после локальных поражений мозга

4.3. Принципы восстановительного обучения больных после локальных поражений мозга

Изложенные научные основы НПР больных, в том числе и восстановления ВПФ, позволили нам сформулировать ряд теоретических принципов, в соответствии с которыми строится практическая работа по нейропсихологической реабилитации больных. Эти принципы идут в русле идей Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, П. Я. Гальперина и др., они показали свою правильность и надежность при применении их в практической работе.

Правильно разработанные научные принципы — это основа эффективности восстановления ВПФ у больных. Поэтому вопрос о принципах восстановительного обучения неоднократно обсуждался и обсуждается в литературе и в настоящее время. Нами разработан ряд новых принципов восстановительного обучения, которые внедрены в широкую практику и показали эффективность (Цветкова, 1981). Их условно можно разделить на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические.

4.3.1. Психофизиологические принципы

1. Принцип квалификации дефекта.

Поражения различных участков мозга могут приводить к нарушению одной и той же психической функции, однако механизмы нарушения всякий раз будут разными и будут зависеть от топики поражения мозга. Этот факт требует, прежде чем приступить к восстановительному обучению, тщательного нейропсихологической анализа нарушения функции и выявления его механизма, т. е.  первичного дефекта, лежащего в основе нарушения. Принцип квалификации дефекта позволяет наметить постановку дифференцированных задач и применение адекватных дефекту методов. Приведем пример. Если в клинике афазии обнаруживается симптом нарушения понимания речи, то установление этого симптома — необходимое звено в анализе нарушения, но недостаточное. Важно провести качественный анализ дефекта понимания речи с помощью нейропсихологических методов и найти причину (механизм, фактор) нарушения понимания (нарушения кинестетического или акустического анализа звуков, дефицит оперативной слухоречевой памяти или объема восприятия и др.). И только такой метод качественного анализа дает возможность применить адекватные и эффективные методы восстановления.

2. Вторым важным принципом восстановительного обучения является использование сохранных анализаторных систем (афферентации) в качестве опоры при обучении. Этот принцип основывается на учении о функциональных системах и их пластичности, на представлении о полирецепторности их афферентного поля и о «запасном фонде» афферентации. Так, поражение зоны Вернике ведет к нарушению акустического компонента в процессе звукоразличения, на основе которого возникает нарушение понимания речи (сенсорная афазия). В этих случаях пораженное звено функциональной системы может быть замещено сохранным — зрительно-кинестетической афферентацией. Больные обучаются соответствующими методами новому способу звукоразличения, они начинают использовать для этой цели оральный образ звука и слова и кинестетические сигналы, поступающие при их произнесении с органов артикуляции.

3. Третьим принципом восстановительного обучения и способом восстановления ВПФ является создание новых функциональных систем, включающих в работу другие звенья на основе новых афферентации, не принимавших прежде прямого участия в отправлении пострадавшей функции. Включение других звеньев заново конструирует новую функциональную систему. Функция начинает осуществляться на иных мозговых основах и отличается от прежней не только по психологической структуре (по составу звеньев), но и по внешнему ее протеканию.

4. Восстановительное обучение должно учитывать наличие разных уровней организации функциональной системы, на которых может быть реализована пострадавшая функция. При афазии чаще всего страдает более высокий и произвольный уровень речи, остаются сохранными ее упроченные, автоматизированные уровни. Опора на них позволяет восстановить более высокие уровни речи. Опора на разные уровни организации психических функций, в том числе и речи, является четвертым принципом восстановительного обучения.

5. Известно, что психические функции как при формировании, так и в их осуществлении находятся в тесном взаимодействии. Речь же взаимодействует со всеми психическими процессами. Учет этого положения и опора на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей, является также важным принципом восстановительного обучения. Так, речь тесно взаимодействует с такими психическими процессами, как восприятие и представление, мышление и воображение. Опора на эти сохранные психические процессы и применение методов, которые могли бы реализовать эти процессы, оказывается эффективным путем восстановительного обучения.

6. Принцип контроля. Этот принцип, введенный П. К. Анохиным, Н. А. Бернштейном и А. Р. Лурией, основан на положении, что лишь постоянный поток обратной сигнализации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок. Отсюда становится понятным использование ряда средств (магнитофон, зеркало, указания педагога на успешность выполнения задания и др.).

4.2. Научные основы восстановительного обучения (продолжение) – предыдущая  | следующая –  4.3.2. Психологические принципы

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика