canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Эго-психология. Психоанализ - не только общая психология, но и эго-психология

Психобиологическая дилемма: эго-психология

В то время как Грин и Кестенберги заняли по отно­шению к эго-психологии сравнительно мягкую позицию, резкая критика в ее адрес прозвучала во Франции со стороны Лакана и его учеников. Лакан упрекал поборников эго-психологии в том, что они стремятся свести психоанализ к общей психологии и вследствие этого упускают из виду его специфический характер: открытие бессознательного желания, не поддающегося никакому «инструментальному» описанию («ego appa­ratus», или автономное «Я»). Согласно Лакану, заслуга Фрейда заключается в том, что он привлек внимание к значению и смыслу человеческого поведения. Жела мне — это язык: оно коренится в инстинкте и получает спой специфический человеческий характер в подчине­нии человека символическому приказу. А раз так, то психоанализ должен искать поддержку в лингвисти­ке. В этом смысл «возврата к Фрейду». Разумеется, эго-психология тоже ссылается на Фрейда, но они ссылаются на те его работы, в которых он, по мне­нию сторонников Лакана, остается в плену сциентист­ских теорий XIX в. Альтюссер, философ-марксист и приверженец Лакана, резюмировал эту позицию, при­зывая вернуться «к фрейдизму периода теоретической зрелости, не к детской его поре, а к его более позднему возрасту, который и есть его подлинная юность… пре­одолев теоретический инфантилизм, возврат в детство, свойственные целому направлению современного психо­анализа, и прежде всего американского, которое позво­ляет себе упиваться преимуществами своей беспомощ­ности» (Althusser, 1964, с. 65). В той же работе автор обвиняет в «био-психо-социологическом ревизиониз­ме» всех тех, кто апеллирует к соответствующим дис­циплинам.

В последние годы в Соединенных Штатах намети­лось до некоторой степени сходное движение. Ученики Рапапорта, и среди них Дж. Клайн, Гилл и Шафер, подвергли критике использование понятий, заимствованных из естественных наук, с целью интерпретации клинических данных. По их мнению, можно различить у Фрейда две теории: одна, которую они называют клинической теорией, формулируется в терминах моти­вации, смысла, желания и действительно позволяет понять значение симптомов; другая заключена в метапсихологических работах и представляет собой попытку дать «научное» обоснование клиническим наблюдениям в свете естественных наук. Эти два подхода совершенно различны: метапсихология, ни в коей мере не помогая лучше разобраться в клинических данных, представляет собой настоящее препятствие, ибо она систематизирует феномены согласно априорным представлениям, не учи­тывающим специфики межличностных отношений, кото­рые являются предметом психоанализа. Следует поэто­му создать совершенно новые орудия исключительно на основе пережитого опыта аналитического отношения, того, что наблюдается «здесь и теперь» в ходе психоаналитического лечения. Рой Шафер (1976 b) говорит в этой связи о «новом языке», о «языке действия», спо­собном передать эмоциональные движения пациента. Речь идет в каком-то смысле о непосредственно феноменологическом подходе, с помощью которого Шафер хочет, судя по всему, вернуться к истокам фрейдов­ского психоанализа, близкого скорее к Брентано, чем к Брюкке. Он предпочитает термин «действие» термину «интенциональность», которым пользовался Брентано, но смысл обоих этих понятий мне представляется оди­наковым. В целом формулировки сторонников кли­нической теории несколько напоминают тот анализ теорий Фрейда, который проводился во Франции в послевоенные годы такими феноменологами, как Мерло-Понти.

Между тем многие исследователи, такие, например, как Мейман (1976), хотя и поддерживают клиническую теорию, считают, что не следует совершенно отка­зываться от метапсихологического подхода. Каплан (1977) же со своей стороны высказывается сдержанно по поводу валидности клинической теории.

Отметим попутно своеобразную позицию Кьюби, который имеет точки соприкосновения с каждым из лагерей. С одной стороны, он критиковал метапсихологию. Так, в одной из последних публикаций он выражает сожаление, «что Фрейд отошел от своих первых дина­мичных метафор и в дальнейшем предпочитал более ста­тичные структурные метафоры». «Я убежден,— писал Кьюби,— что эта замена неблагоприятно сказалась на психоанализе и на какое-то время полностью останови­ла развитие теории, техники и исследования в этой обла­сти» (1972, с. 218). Однако, выступая против использо­вания физикалистских понятий, которые являются, в сущности, лишь метафорами, не имеющими точного научного содержания, он тем не менее настаивает на необходимости связи между психоаналитически­ми и психофизиологическими исследованиями. С его точки зрения, эти два подхода дополняют друг друга. Так, он пишет по поводу гипноза: «Нет противоречия между ролью, которую играют психодинамические процессы, и ролью сопутствующих психофизиологичес­ких процессов. Психоаналитические и психофизиологи­ческие влияния не являются взаимоисключающими, напротив, они столь тесно связаны друг с другом, что являются синергическими. И действительно, ни психодинамический, ни психофизиологический подход не является достаточным каждый в отдельности».

 

Психобиологическая дилемма: нейрофизиология – предыдущая  |   Следующая – Психобиологическая дилемма: психофизиология.

Л. Шерток. “Непознанное в психике человека”. Содержание.

Яндекс.Метрика