1.3. Соотношение норм семейного права и клинико-психологических экспертных категорий при решении вопросов о воспитании ребенка при раздельном проживании родителей

Клинико-психологические экспертные категории произ­водства КСППЭ в гражданском процессе по делам, связанным с воспитанием ребенка при раздельном проживании родите­лей, определяются существующими нормами семейного пра­ва. Однако для обеспечения возможности правоприменения клинические и общепсихологические понятия должны быть трансформированы в понятия судебно-психологические, экс­пертные, которые, не теряя своей психологической основы, со­относятся с теорией гражданского права, в частности, с право­вым значением этих психологических категорий (Сафуанов, 2003 б, 2007).

Недостаточное понимание этого положения приводит к тому, что многие эксперты-психологи в своих заключениях указывают, с кем из родителей должен проживать ребенок, или какой порядок и график встреч отдельно проживающего родителя с ребенком целесообразен. Между тем специальные знания эксперта — это всегда научные знания неправового характера, реализуемые с помощью адекватных (признанных) прикладных методик, используемых для достижения опреде- ленных юридических целей (Сахнова, 2000), и эксперт-психолог не должен решать правовые вопросы, входящие в компетен­цию суда (Махов, 1986). Как отмечает Т.В. Аверьянова (2006), судебная практика знает многочисленные случаи отклонения заключения эксперта как доказательства по делу на том осно­вании, что эксперт при обосновании своих выводов вышел за пределы своей компетенции и присвоил несвойственные ему функции судебных органов по оценке имеющихся в деле до­казательств.

Для анализа научно-методологических основ судебных психолого-психиатрических экспертных исследований при спорах родителей о праве на воспитание и месте прожива­ния детей ключевым является понятие «интересы ребенка», которое носит правовой характер и в то же время включает в себя психологическое содержание. Определение методологи­ческих основ КСППЭ при спорах о праве на воспитание детей опирается на принципиальные правовые положения нового семейного статуса ребенка, заложенного в СК РФ: признания ребенка самостоятельным субъектом семейного права; выде­ления самостоятельного семейно-правового понятия «интере­сы ребенка», которое установлено законодательно как приори­тетное и составляет ядро правового регулирования семейных споров.

Предметом комплексной психолого-психиатрической экспертизы в судебных спорах о воспитании детей является выявление имеющего правовое значение вреда психическо­му здоровью и психическому развитию ребенка вследствие его проживания (общения) с одним из родителей. С другой стороны, при решении споров о воспитании суду необходи­мо раскрыть и выявить действительные интересы и истца, и ответчика, и ребенка, что заставляет обращаться к внутрен­ним мотивам поведения и особенностям личных отношений родителей друг к другу и к ребенку. Именно в раскрытии этих внутренних аспектов судебной проблемы состоит для суда значение комплексного психолого-психиатрического иссле­дования.

Соотношение правовых и экспертных понятий иллюстри­рует таблица 2 (Сафуанов, 2007).

Таблица 2

Соотношение правовых и экспертных понятий в КСППЭ по спорам о воспитании ребенка

Правовая норма Правовые категории Психологические и клинические категории
Ст. 65 СК РФ Нравственные и иные личные качества роди­телей Индивидуально-психологи­ческие особенности каждого из родителей; психические расстройства каждого из них
Постановление Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 Обстоятельства, способ­ные оказать влияние на <…> психическое раз­витие ребенка Индивидуально- психологические особен­ности ребенка; особенности и уровень его психического развития
Ст. 65 СК РФ Ст. 57 СК РФ Учет мнения ребенка Способность ребенка к вы­работке и принятию само­стоятельных решений
Ст. 65 СК РФ Отношения, существую­щие между каждым из родителей и ребенком Психологическое отноше­ние каждого из родителей к ребенку
Ст. 65 СК РФ Привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам Психологическое отношение ребенка к каждому из роди­телей, другим членам семьи
Ст. 65 СК РФ Возможность каждого из родителей создания ребенку условий для вос­питания и развития Возможное негативное влияние психического сос­тояния, индивидуально-пси­хологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние и особенности психического развития ребенка
Ст. 66 СК РФ Непричинение вреда пси­хическому здоровью ре­бенка, его нравственному развитию вследствие общения с ребенком

порядок осуществления родительских прав – предыдущая | следующая – диагностика членов семьи

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.