д) Практические выводы
Только эта всеобъемлющая модель позитивной психотерапии в психосоматике делает возможным включение терапевтической среды, семейное и психотерапевтическое вмешательство и активизацию потенциалов самопомощи, которые взаимно, всесторонне дополняют друг друга. Исходя из этого, открывается новый подход к той сфере, которая не является уже больше лишь областью знаний терапевта, но и приобретает политическое и экономическое значение, которое широко определяет общественные условия человеческого общежития в смысле всеобъемлющей психосоматики.
Все более тесные контакты между разными культурами приводят к необходимости полагаться не только на надежность собственных культурных основ, но и в русле «транскультурной психосоматики», учитывать иные модели мышления, опираться на знания представителей другой культуры и благодаря этому, расширять свои собственные горизонты.
Результат развития сфер индивидуума, науки, культуры и религии/мировоззрения формирует видение человека, которое становится масштабом, регулятором поведения, этической нормой, помощью в ориентировке и прототипом самовосприятия и восприятия окружающих. Видение человека определяет не только наши ожидания от себя и других, но и те способности и качества, которым готовы следовать мы и другие.
Надежность и ориентировку человек находит обычно только в своей конкретной, ощутимой среде. Так он ищет самоутверждения при помощи физического удовлетворения в пище, питье, сексуальности, сне, спорте, эстетике и т.д., посредством «бегства» в работу (трудоголизм), посредством углубления отношения к партнеру, который в таком случае должен гарантировать безопасность, которую до этого могла предоставить целая культура. Он находит самоутверждение в контактах обычно с маленькими группами, которые утверждаются в своей сути, выступая против других групп. Характерно стремление к дополнительным религиям, к которым относятся так называемые молодежные религии, а также односторонняя склонность к астрологии, парапсихологии и эзотерике и «малым дополнительным религиям», которыми могут стать любые односторонне высокостилизованные убеждения, любые абсолютизированные ценности.
Поиск человеком новой приемлемой ориентации, порождает новые взаимоотношения причины и действия. Разочарованный в культурном, общественном, политическом или религиозном отношении индивид, ищущий убежища и помощи в своем личном мире, отражает таким поведением опять же коллективные проблемы.
«Если ты думаешь об одном годе – посей зерно!
Если ты думаешь об одном десятилетии – вырасти дерево!
Если ты думаешь о столетии – воспитай человека!»
Ученые о религии – предыдущая | следующая – Проблематика достижения