canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Нервная анорексия возникает в школьном возрасте. Психологическая помощь при нервной анорексии

Роль возрастного фактора в формировании клиники нервной анорексии

Коркина М.В., Зейгарник Б.В., Карева М.А., Марилов В.В. 
Роль возрастного фактора в формировании клиники нервной анорексии//Журн.  невропатол. и психиатр., 1976, вып. 3, с. 1871—1875.

 

Типичная картина нервной анорекcии возникает при характерном взаимодействии определенных биологических и социальных (главным образом микросоциальных) факторов. Среди факторов, играющих роль в формировании этого рода патологии, один из самых важных — возраст.

Роль возраста клинически изучалась и изучается всесторонне и основательно,  однако соответствующих исследований в  психологическом ас­пекте (если не считать психоаналитических, по большей части умозритель­ных, исследований) по существу не проводилось. Вместе с тем изучение роли возрастного фактора в формировании картины нервной анорексии с позиций не только клинических, но и психологических представляется (нам, несомненно, важным как в практическом, так и в теоретическом отношении), тем более что речь идет об использовании возрастной психологии.

В отечественной психологии выделяются различные возрастные пери­оды с особым качественным различием каждого из них (2—61). При этом, в частности, утверждается, что периоды, при которых происходит преиму­щественное развитие деятельности общения, мотивов и нормативных цен­ностей,   закономерно  сменяются   периодами,   когда   происходит   усвоение способов общественно выработанных действий с предметами.  Необходимо отметить, что при выделении таких периодов, как периоды раннего детства, (детства и, наконец, подростковый период, особое значение придается именно последнему). Установлено, что как раз в этом возрасте начинает формиро­ваться особая деятельность — деятельность общения, возникают предпосылки для возникновения новых мотивов деятельности, выделяется самосознание, формируются самооценка, мотив самоутверждения [5]. Качественное своеобразие юношеского периода характеризуется в первую очередь тем, что развитие движущих сил личности в это время достигает своей вер­шины: иерархия мотивов приобретает сложный опосредованный характер, самооценка, идеалы юноши, его притязания впервые опираются на обобщенное представление об окружающем мире [7].

Исходя из этих положений, мы путем широкого применения экспериментально-психологических методов исследования изучали больных нервной анорексией (44 больных женского пола), заболевание которых можно было расценивать как самостоятельную форму пограничных психических заболеваний. У 24 из них болезнь начиналась в пубертатном возрасте, 15 — в юношеском, у остальных 4 начало заболевания падало на период между 19 и 26 годами жизни.

Проводился психологический анализ историй болезни, в сопоставлении с результатами экспериментально-психологического изучения познавательной деятельности и личности больных. Применялись экспериментально-психологические методы, широко распространенные в отечественной патопсихологии: классификация предметов, метод исключения, заучива­ние 10 слов, пиктограмма, сложная дешифровка, совмещение 2 признаков, ТАТ, «уровень притязаний», самооценка (1). Часть больных обследовали с помощью всех этих методов повторно, динамически, в течение 4 лет.

Обобщение полученных таким путем данных прежде всего показало, что главной особенностью личности изучаемых больных являлись очень большая пунктуальность, аккуратность, выраженное упрямство, стремле­ние к самоутверждению. В младшем школьном возрасте это стремление реализовалось с помощью достижений в учебе, причем хороших и отличных успехов они добивались не столько благодаря выраженным особенностям, сколько благодаря старательности, прилежанию и аккуратности. След­ствием заметных успехов в учебе были частые похвалы со стороны старших, особенно учителей, что, как известно, обеспечивает детям высокое положе­ние среди сверстников.

Родители гордились школьными успехами своих дочерей, часто хва­лили их. Все это приводило к тому, что в младшем школьном возрасте са­мооценка девочек, так же, как и занимаемое среди сверстников место, была высокой. Следует подчеркнуть, что у большинства этих девочек была из­лишне полная фигура. Нередко им приходилось по этому поводу слышать от окружающих замечания, а то и просто обидные прозвища «толстушка», «сдобная булочка», «колобок», «корова», «бочка» и т. д.), причем это могло быть не только в школе, но иногда и дома, так как в некоторых семьях большое внимание уделялось разговорам о том, что упитанность немодна, неэстетична, вульгарна и т. д.

Все это, однако, не снижало самооценки девочек.

Продолжение статьи о нервной анорексии

______________________________________________________________

Взято из: Коркина М. В., Зейгарник Б. В., Карева М. А., Марилов В. В. Роль возрастного фактора в формировании клиники нервной анорексии.— Жури, невропатол. и психиатр., 1976, вып., с. 1871—1875.
Психологи, эффективно работающие с нервной анорексией

Яндекс.Метрика