тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 7. Восстановление устной импрессивной речи

Глава 7. Восстановление устной импрессивной речи (понимания речи)

Выше отмечалось, что понимание речи является сложным психологическим процессом со сложной многоуровневой структурой и использующим различные средства с целью увеличения точности понимания значения и смысла речи. К этим дополнительным средствам относятся интонационный строй речи, ее просодический компонент, общий и вербальный контекст, способ сообщения — диалогический или монологический, степень знания (знакомости) сообщаемой информации и др. Эти дополнительные способы распознавания речи приобретают особенное значение при восстановительном обучении больных пониманию речи. Что касается главных центральных механизмов понимания речи, то к ним прежде всего относятся процесс звукоразличения, удержание в оперативной памяти вербальной информации, процесс перешифровки логико-грамматических конструкций на единицы значения. Важным компонентом понимания является и объем воспринимаемой информации, увеличение которого может привести к ошибкам в понимании речи.

Понимание сообщения, как пишет А. Р. Лурия, начинается с понимания слова, затем предложения и только потом высказывания (сообщения). Это основные этапы понимания целого сообщения (Лурия, 1975). Чтобы понять слово, нужно иметь, прежде всего, сохранный фонематический слух, точнее, артикуляторно-фонематическую организацию речи, которая является первым условием понимания речи. Необходимым условием понимания слова является выделение его конкретного значения, в котором слово выступает в данном предложении (или сообщении), так как в других сообщениях это же слово может иметь совершенно другое значение. Поэтому вторым важным условием понимания выступает контекст. Третьим условием является выделение парадигматической системы значений воспринимаемого слова, т. е. восприятие и понимание слова требует оживления семантико-синтаксических отношений воспринимаемого слова к другим словам. Таким образом, понимание слова является не простым узнаванием его значения, а активным процессом выбора из многих значений, которое несет в себе слово в зависимости от многих факторов, и прежде всего от контекста и от связи с другими словами.

7.1. Методы восстановления речи при сенсорной афазии

Очаговое поражение задней трети верхней височной извилины приводит к распаду фонематического слуха, что и является центральным механизмом сенсорной афазии, а центральным дефектом является нарушение понимания речи. Понимание речи в этом случае нарушается прежде всего на уровне понимания отдельных слов. Из-за дефектов процесса звукоразличения больные не способны воспринимать четкую предметную отнесенность слова и четкое его значение, вследствие чего и возникает феномен «отчуждения смысла слов». Значение слова и его предметная отнесенность узнаются больными с трудом или не узнаются совсем, но может остаться сохранной общая смысловая сфера слова. Этому способствуют перечисленные нами выше условия — интонация, контекст, частотность слова, относительно сохранное распознавание грамматических конструкций, в которые включены звучащие слова. Наиболее нарушенной оказывается корневая часть слова, а система аффиксов остается наиболее сохранной, что также дает возможность относительно его узнавания смысла слова.

Все это приводит к многочисленным литеральным парафазиям в устной речи и парагнозиям в понимании речи. Центром синдрома сенсорной афазии являются лексические парагнозии и тот факт, что нарушения понимания лексического состава речевого сообщения не затрагивают в одинаковой степени другие стороны речевого сообщения (Лурия; 1975. С. 190). Больные улавливают интонационно-мелодическую сторону речи и ее значение, общее грамматическое построение сообщения и, не понимая значения отдельных лексических единиц, догадываются об общем смысле высказывания.

Коренным образом меняется психологическая структура процесса понимания речи этими больными: в ней большое место начинают занимать догадки, опора на интонацию и общий абрис слова, на общее построение предложения или высказывания.

Центральной задачей восстановительного обучения является восстановление процесса звукоразличения, а целью — восстановление понимания речи и устной речи, нарушающейся вторично.

На первой стадии обучения решается задача затормаживания обильной и непродуктивной речи больных с сенсорной афазией. С этой целью необходимо применять методы: 1) переключающие внимание больного с речи на другие виды деятельности; 2) организующие речевой режим больного. Здесь полезны любые виды невербальной деятельности:

а) метод классификации предметных картинок;

б) метод счетных операций (любая работа с цифрами и числами);

в) метод рисования по образцу и по слову;

г) работа по раскладыванию серий последовательных сюжетных картин;

д) метод «Четвертый лишний»;

е) любые виды конструктивной деятельности (куб Линка, кубики Коосаидр.);

ж) выполнение различных заданий («терапия занятостью») — подготовка карточек, разрезание бумаги на полоски, подбор шрифта, склеивание коробок и конвертов. Эти виды деятельности лучше проводить на групповых занятиях.

6.3. Методы восстановления речи при динамической афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –  Глава 7. Восстановление устной импрессивной речи (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.