Яндекс.Метрика

п.2. Основные принципы психологического анализа изменений психики у больных хроническими соматическими заболеваниями (продолжение).

Следующее положение, на характеристике которого мы считаем необходимым остановиться, это представление о личности, разработанное в школе Выготского — Леонтьева — Лурия.
Согласно представлениям А. Н. Леонтьева, личность — относительно поздний продукт онтогенетического развития ребенка, так как для того, что стать личностью, необходимы установление достаточно широких связей с миром, выработка собственно отношения к миру в целом, отдельным его элементам. Основу личности составляет иерархизированная система деятельностей и стоящих за ними мотивов. Поскольку соотнесение мотивов друг с другом возникает лишь на определенной ступени развития человеческого индивида, то и личностью – человек становится относительно поздно. А. Н. Леонтьев выделяет три основных параметра личности: 1) широту связей человека с миром; 2) степень иерархизированности мотивов; 3) общая структура личности.
Согласно А. Н. Леонтьеву, факторы физического порядка в характеристику личности не входят, а являются лишь условиями, предпосылками формирования и изменения личности в том или другом направлении. А. Н. Леонтьев указывает, что «в исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих эти предпосылок» (1975. — С. 186).
Мы остановились на характеристике некоторых основных понятий и принципов анализа психического развития в онтогенезе в связи с тем, что эти положения в полной мере, по нашему мнению, могут быт использованы при анализе изменений психики человека, возникающих в условиях хронического соматического заболевания. Отметим в этой связи также, что специальных психологических исследований, рассматривающих развитие психики (в частности, личности) взрослого человека, крайне мало (Анцыферова, 1981; Зейгарник и Братусь, 1980). В них, в частности, отмечается, что развитие взрослого человека подчиняется тем же закономерностям, что и развитие ребенка. Кризисы развития у взрослого человека также возможны, они предшествуют переходу на новую ступень развития или возможному возрастному обеднению и оскудению психики. Их содержание составляет также социальная ситуация развития.
Главное в ней — накопление противоречий в уже сложившейся актуальной социальной ситуации развития (например, между возможностями и системой смысловых связей с миром, между внешними обстоятельствами и внутренними условиями развития и т. д.). В литературе отмечается (Зейгарник, Братусь, 1980), что кризисы взрослости имеют целый ряд особенностей по сравнению с кризисами развития у детей.
Они не имеют жесткой отнесенности к возрасту, могут быть спровоцированы ситуационно; динамика и протекания может быть также различной: они могут подготавливаться постепенно, но могут возникать и внезапно в случае появления резких изменений в социальной ситуации развития. Общим итогом кризисов развития и у взрослого человека является возникновение ряда психологических новообразований, не свойственных предшествующим этапам развития.
Рассмотрение психических изменений у больных хроническими соматическими заболеваниями мы и предполагаем проводить, опираясь на сложившиеся в советской психологии представления о закономерностях развития психики в норме. Тяжелое хроническое соматическое заболевание существенно изменяет прежде всего всю социальную ситуацию развития человека. Оно изменяет уровень его психических возможностей осуществления деятельности, ведет к ограничению круга контактов с окружающими людьми, часто по объективным или субъективным причинам приводит к ограничению его деятельности в целом, т. е. меняет объективное место, занимаемое человеком в жизни, а тем самым его «внутреннюю позицию» (Божович, 1968) по отношению ко всем обстоятельствам жизни. Рассмотрим более подробно, в чем могут состоять эти изменения.

Прежде всего следует подчеркнуть, что тяжелая соматическая болезнь может изменить биологические условия протекания деятельности. Вследствие соматогенной интоксикации или явлений гипоксии могут измениться операциональные и энергетические возможности осуществления деятельности. Само по себе биологическое изменение организма не входит в содержание социальной ситуации развития, а является, как уже упоминалось ранее, лишь предпосылкой протекания психической деятельности. Однако влияние этого условия сказывается на динамике деятельности, выносливости человека к нагрузкам (физическим и психическим), устойчивости энергетического потенциала деятельности, сохранности ее операционального состава (Зейгарник, Братусь 1980) и т. д. Все эти собственно психологические последствия влияния биологической вредности (связанной с соматической болезнью) уже могут быть с полным правом включены в содержание социальной ситуации развития, складывающейся в условиях болезни.

кризис развития – предыдущая страница|следующая страница – социальная ситуация развития

Влияние хронической болезни на психику. Содержание.