Общие рекомендации

Чтобы провести хорошее кросс-культурное исследование, начинать необходимо с формулировки теоретического конструкта (переменной или переменных) и его обсуждения с представителями местной культуры, чтобы выяснить, как его операционализировать наилучшим образом. Для этой цели полезно использовать порядка 100 возможных вариантов измерения этого конструкта. Несмотря на то, что эти варианты, скорее всего, в каждой культуре будут восприниматься по-разному, остается возможность, что некоторые из них будут генерированы в обеих культурах.

Затем необходимо взять каждое из этих 100 утверждений и шкалировать их отдельно для каждой культуры, что означает локальную стандартизацию пунктов инструментария. Одна из весьма полезных процедур для этой цели была разработана Терстоуном (Thurstone, 1931) и подробно объяснена Эдвардсом (Edwards, 1958, глава 5). С помощью этого метода выделяются порядка пятнадцати локально стандартизированных  пунктов, которые имеют связь с континуумом, подлежащим изучению, и могут быть идентифицированы в каждой культуре.

Этот метод позволяет создать локально стандартизованные и равнозначные шкалы равных интервалов для двух культур: т.е. разница, скажем, между позициями 2 и 3 в одной культуре означает то же самое, что и разница между позициями 2 и 3 в другой. Затем эти пятнадцать пунктов перемешиваются в случайном порядке и представляются респондентам со следующей инструкцией: «Выберите три из следующих пятнадцати утверждений, которые вероятнее всего описывают ваше возможное поведение по отношению (к социальной категории, подлежащей изучению)».

 

Многофакторные измерения

Мы уже подчеркивали необходимость использования различных методов измерений в кросс-культурных исследованиях. Для этих целей доступна целая совокупность методов.

 

Этнографические наблюдения

Работа этнографов (подробнее см. Doodenugh, 1980) основана на наблюдениях, в ряде случаев, с задаванием отдельных вопросов информантам, и иногда на проведении сплошных опросов. Проводя эту работу, антрополог тратит около двух лет, находясь среди изучаемой популяции, как включенный наблюдатель. После изучения местного языка ученый становится членом культуры и часто выполняет одну из значимых ролей внутри этой культуры (например, сын главы сообщества). После этого наблюдения можно вести формальным или неформальным способом (подробнее, см. Longabuogh, 1980), используя видеозаписи или фильмы с последующим кодированием для установления перекрестной надежности.

 

Формирование общих представлений

Этот подход включает измерение психологического конструкта в каждой культуре различными методами и проверку сходимости данных, полученных этими измерениями. При этом важно иметь возможность отделять психологический конструкт от демографического или культурного. В определении культуры, данном в первой главе, специально оговорено, что культура имеет элементы, разделяемые всем ее представителями. Когда мы измеряем психологический конструкт, мы не знаем, разделяется ли он всеми членами культуры, поэтому он может быть, а может и не быть частью культуры.

Триандис, Бонтемпо, Лейнг и Хьюи (Triandis, Bontempo, Leung, Hui, 1990) разработали метод, который позволяет исследователю сортировать личностные, демографические и культурные конструкты.

Основная идея метода состоит в использовании триад (групп из трех респондентов), членам которых задается вопрос и предлагается дать согласованный ответ. Культурные элементы не требуют обсуждения. Например, если вы спросите трех американцев важно или нет быть честным (справедливым) в повседневной жизни, скорее всего, они ответят «да» менее чем за две секунды. И около 85 процентов тестируемых триад дадут такой же быстрый ответ. Однако если вы спросите их, является важной или неважной известность (слава), они начнут обсуждать этот вопрос. Быть известным – это не такой широко распространенный элемент в американской культуре; некоторые стремятся приобрести известность, а другие нет. Для тех, кто хочет стать известным – это личностный конструкт.

Исследование Триандиса, Бантемпо, Лейнга и Хьюи было проведено в Гонконге и Иллинойсе в качестве демонстрации, что можно сделать для измерения культурных элементов. Такую же процедуру можно проделать и с демографическими характеристиками (женщины в сравнении  мужчинами, старые с молодыми, богатые с бедными), формируя соответствующие триады и измеряя длительность времени, необходимую для согласованного ответа, и процент триад, которые дали согласованный ответ. Это исследование ограничивалось изучением ценностей, но подобные исследования можно проводить при изучении и других элементов субъективной культуры.

К сожалению, метод требует привлечения большого количества респондентов. Например, чтобы образовать 50 триад (что является не таким большим числом для какой-либо гетерогенной культуры), необходимо по 150 человек из представителей каждой культуры.

 

социальная дистанция – предыдущая  |  следующая – ценность как часть культуры

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление