8.2.1. Первая группа методов (продолжение)

Кинометодика. Этот метод более чем какой-либо другой, стимулирует больных к высказыванию при обсуждении фильма, что ведет к групповой речи. Это важная психологическая характеристика метода. Кроме использования групповой речи этот метод предусматривает использование пробы на зрительно представленную сюжетную линию и ее вербальную интерпретацию (текст). Метод обеспечивает также реализацию и группового сотрудничества, а также воздействие таких факторов малой социальной группы, как взаимен помощь, эмпатия, соревнование.

Процедура применения метода (первый вариант методики). Больным последовательно предъявляются кадры фильма. Каждый кадр активно рассматривается больными, они слушают к нему текст, который подается с магнитофон» (или читается педагогом), и одновременно «про себя» читают подписи под кадрами, т. е. работают по программе, последовательно выполняя операции: смотрят — слушают — читают. После предъявления каждого кадра педагог задает больным простые вопросы, типа «кто?» или «что делает.  Больные отвечают на вопросы, используя жестовую речь, отдельные слова, либо показывают отвечающий вопросу фрагмент кадра, т. е. выполняется программа: слушают (вопрос) — смотрят (кадр) — отвечают.

Такая работа проводится со всеми кадрами фильма. После чего больные смотрят весь фильм целиком, а в заключение проводится «групповой» пересказ фильма в целом по вопросам.

В конце занятия группа обсуждает фильм. Обсуждение ведется в вопросно-ответной форме речи. Таким образом, работа проводится по следующей программе: 1) покадровый просмотр фильма; 2) слушание текста; 3) одновременное чтение текста. На основе этих операций происходит понимание содержания. После этого больные выполняют операции по формированию устного высказывания: 4) ответы на вопросы по содержанию каждого кадра; 5) просмотр фильма целиком; 6) пересказ содержания всего фильма по вопросам; 7) обсуждение фильма.

Материал занятия. Для такой работы могут быть использованы диафильмы по мотивам сказок, коротких рассказов, хорошо известных больным. Следует отметить эффективность музыкального и звукового сопровождения фильмов для более полного понимания текста, а также для создания благоприятного эмоционального фона занятия.

Речевые игры. Общей задачей специально созданных видов речевых игр является работа над восстановлением экспрессивной и импрессивной речи на непроизвольном уровне.

Игровая ситуация создает ряд дополнительных факторов для развития речевой коммуникации больных. Она нередко применяется для индивидуальной и групповой терапии больных с афазией (Коган, 1972; Цветкова, 1978; Aranson, 1956). Однако различного рода речевые и неречевые игры (лото, карты, домино, шахматы и др.) применяются, прежде всего, для концентрации внимания больных, растормаживания спонтанных речевых реакций либо в целях психотерапии. В литературе описан ряд речевых игр (различные виды лото и домино), решающих специально речевые задачи восстановления определенного пласта словаря в соответствии с общей программой групповых занятий и задачей и тематикой отдельных занятий (Цветкова, 1980).

Метод речевого лото. Специальной задачей этого вида игры является работа над пониманием слов, обозначающих предметы и действия, и их называнием.

Известно, что при афазии сужается словарь, нарушается актуализация слов различных грамматических категорий. Актуализация слов-глаголов нарушается наиболее грубо и при всех формах афазии. Учитывая необходимость специальной работы над восстановлением называния и понимания глаголов, рекомендуется специальная форма речевого лото — «Глагольное лото».

Процедура применения метода. Больным раздаются одна или несколько больших картин с сюжетными картинками и наборы предметных изображений на отрабатываемую тему (отделы магазина, ателье); в игре «Глагольное лото» предлагаются картинки, соответствующие глаголам различной частотности: высокой (ест, пьет, спит) и более низкой (пилит, копает, измеряет, фотографирует). Каждому глаголу соответствует несколько различных изображений этого действия в разных ситуациях.

Ведущий берет из лежащей на столе стопки маленькие карточки с изображением отдельных предметов (действий), фигурирующих на больших картах, называет их, показывая или не показывая (усложненный вариант) их другим членам группы. Играющие находят и закрывают на своих больших картах все картинки, соответствующие названным.

Метод речевого домино. Специальной задачей этой игры является стимуляция фразовой речи больных с афазией. Так как при всех формах афазии нарушается актуализация и использование глагола {Ахутина, 1977; Цветкова, 1969, 1972а, 1975, 1979), необходимо создать для больных такую речевую ситуацию, в которой им заданы в виде предметных изображений субъект и объект действий и нужно найти предикат, объединяющий их в высказывание. Этим задачам и отвечает метод речевого домино.

Процедура применения метода. Правила игры должны соответствовать правилам игры в домино. У ведущего28 карточек с предметными изображениями в форме домино (по 2 изображения на каждой карточке), он раздает по 7 карточек каждому играющему и делает первый ход — ставит любую карточку. Следующий играющий должен к любому из двух изображенных на карточке предметов выбрать подходящий из имеющихся у него 14 предметных изображений. От больного не требуется составления фразы, он должен только «объяснить», почему выбранное им предметное изображение подходит к первому. Такая постановка задачи отвлекает внимание больного от грамматической и лексической структуры фразы и переводит речевую деятельность (составление фразы) на менее произвольный уровень. Целью в этом случае является речевое высказывание; задачей же, способствующей реализации речевого высказывания, — классификация предметных изображений. Задача считается решенной, если остальные играющие поняли и приняли принцип объединения изображений.

8.2.1. Первая группа методов – предыдущая  | следующая –   8.2.2. Вторая группа методов

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.