canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Необходимость качественного анализа. Качественный анализ нейропсихологических данных.

Введение

Часть 1

Нейропсихологическое обследование

Введение

Ахутина Т.В.

Важной составной частью процесса развития дошкольной и школьной психологической службы является внедрение в нее нейропсихологического подхода к диагностике, профилактике и коррекции трудностей обучения. Активное распространение этого направления характерно для всех стран с высоким уровнем индустриального и культурного развития. По мнению наших американских коллег (Lyonn et al., 1988), оно вызвано сдвигом целей обследования психического развития ребенка — от диагностических к прогностическим, от констатации дефицита к описанию синдрома и выработке страте­гий коррекции — и обусловлено тем, что нейропсихологи могут ква­лифицированно решать следующие важные задачи:

—       выявлять сильные и слабые компоненты высших психических функций ребенка надежным и валидным способом;

—       предсказывать, до какой степени особенности обработки инфор­мации будут влиять на развитие психических функций и обучение;

—       строить верифицируемые гипотезы об эффективных стратегиях коррекционного воздействия.

Такие возможности нейропсихологических методов обследова­ния ребенка определяются их теоретической базой. В нейропсихоло­гии высшие психические функции человека рассматриваются как сис­темные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечет за собой системные изменения и ком­пенсаторные перестройки (удачные и ложные) в работе всей системы. Такой комплексный характер картины актуального развития психиче­ских функций ребенка вызывает потребность синдромного анализа, т.е. выявление первичного дефекта, его вторичных следствий и тре­тичных перестроек. Этот принципиальный подход характерен для нейропсихологии как отечественной, так и зарубежной (Лурия, 1969, 1973; Goodglass, Kaplan, 1972; Hecaen, Albert, 1978; и др.).

Принцип синдромного анализа наиболее последовательно реали­зуется при качественном анализе данных нейропсихологического об­следования, разработанном А.Р. Лурия (1969). На его необходимость в диагностике развития неоднократно указывал Л.C. Выготский. В ра­боте 1931 г. «Диагностика развития и педологическая клиника» он писал: «…Системы исследования ребенка, имеющие задачей его пози­тивную характеристику, могущую лечь в основу воспитательного плана, строятся на трех главных принципах: разделения добывания фактов и их толкования, максимальной специализации методов ис­следования отдельных функций (в отличие от суммарных методов, стремящихся исследовать все) и на принципе динамического типоло­гического толкования добытых при исследовании данных» (Выготский, 1983, с. 274). Иными словами, во-первых, обнаруженный факт, например, плохое запоминание ряда слов, не должен непосредственно интерпретироваться как нарушение памяти — при его толковании в контексте общей структуры дефекта в одном случае может оказаться, что снижение запоминания вызвано недостаточным произвольным вниманием, отсутствием стойкой программы на запоминание, а в дру­гом — собственно снижением слухоречевой памяти. В каждом из этих случаев план коррекционной работы должен быть разным. Во- вторых, Л.C. Выготский противопоставляет «суммарные» методы ди­агностики, предполагающие участие многих компонентов, специали­зированным методам с ограниченным компонентным составом (на­пример, пробы на зрительное воображение и зрительный гнозис). Компактный набор проб первого типа позволяет успешно дифферен­цировать детей по уровню психического развития в целом, более раз­вернутые наборы проб второго типа позволяют определять сильные и слабые стороны развития ребенка и строить на этой основе коррекционно-развивающие мероприятия. Наконец, когда Л.C. Выготский го­ворит о «динамическом типологическом толковании», он имеет в ви­ду выявление целостного синдрома с характерными для него закономерностями динамики. (О роли выдвинутых Л.C. Выготским принци­пов социального генеза психических функций, их системного строе­ния и динамической организации и локализации в развитии отечест­венной нейропсихологии см. Ахутина, 1996.)

Разработанные на этом теоретическом фундаменте методы нейропсихологического исследования, не исключая количественной обработки, акцентировали важность качественного анализа выпол­нения проб (Лурия, 1969, 1973). В соответствии с традициями за­падной науки с ее пафосом верификации данных, в американской и европейской нейропсихологии развивались, прежде всего, количест­венные психометрические подходы. Батареи, разработанные в рам­ках количественного подхода, имеют стандартизированные проце­дуры проведения обследования и обработки данных, а также норма­тивы, с которыми возможно сравнивать результаты конкретного ис­пытуемого. Такие тесты валидны и позволяют проводить многопла­новые сравнения и воспроизводить результаты. Примерами могут яв­ляться батареи Reitan К. М. (1979), Halstead-Reitan, Rourke (Rourke et al. 1983).

| следующая – Стандартизированные тесты

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах

Яндекс.Метрика