тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

1.5. Методы проведения комплексного судебного психолого-психиатрического экспертного исследования

При производстве комплексных судебных экспертиз ис­пользуются следующие методы.

Клинико-психопатологический. Анализ объективизиро­ванных источников информации гражданского дела, приоб­щенной к нему медицинской документации и иных документов (видеозаписи, фотографии, письма и т.п.), клиническая беседа, наблюдение, анамнез, описание психического состояния, ана­лиз имеющихся симптомов психических расстройств.

Клинико-психологический. Психологический анализ мате­риалов гражданского дела; направленная беседа, методы психо­логического наблюдения за поведением родителя в ситуации экспертного исследования, за поведением и игровой деятель­ностью ребенка, за совместной деятельностью ребенка с роди­телями.

Клинико-психологический анализ материалов гражданско­го дела. В гражданских спорах о порядке воспитания детей при раздельном проживании родителей каждая из сторон считает, что именно она может в наилучшей форме обеспечить необходимые условия развития и воспитания ребенка. Исходя из этого, сторонами могут быть представлены различные доказа­тельства, которые должны быть оценены экспертами.

Как правило, уже в исковых заявлениях родителей осве­щается история семейного конфликта с точки зрения одной из сторон, указываются основания возникновения спора о вос­питании, индивидуально-психологические черты или особен­ности психического состояния другой стороны, которые, по мнению истца, осложняют условия воспитания и развития ре­бенка. Также в исковых заявлениях часто указывается, с кем из родителей проживал ребенок и с кем он проживает в настоящее время.

Каждая сторона может представить доказательства, в кото­рых указываются индивидуально-психологические черты или особенности психического состояния другой стороны, кото­рые, по мнению сторон, осложняют условия воспитания и раз­вития ребенка. Среди них данные о том, что один из родителей состоит под наблюдением психоневрологического диспансера, склонен к злоупотреблению спиртными напитками, привлекал­ся к уголовной ответственности за противоправные действия в отношении другого родителя или ребенка, пренебрегает основ­ными потребностями ребенка, использует в воспитании жесто­кое, грубое обращение с ребенком. Подобные доказательства всегда имеют отношение к характеристикам конфликтной си­туации в семье, в связи с чем требуют обязательного учета при экспертном заключении. В то же время при отсутствии соот­ветствующей медицинской документации, данных о возбужде­нии уголовного дела по факту противоправных действий или результатов проверки они не могут считаться объективными Данными, характеризующими другого родителя.

Большое количество сведений, имеющих значение для экс­пертного исследования, содержится в истории развития ребен­ка. Это данные о гинекологическом анамнезе его матери, сведе­ния о течении беременности и родах, о динамике психическо­го развития ребенка на первом году жизни. Следует обращать внимание, насколько регулярно осуществлялось медицинское наблюдение за ребенком, на данные о наличии у ребенка ре­цидивирующих и хронических заболеваний, гипо- и паратро- фии, о систематическом отказе родителей от рекомендуемых медицинских процедур, госпитализаций. В истории развития содержатся сведения о темпах психомоторного развития ре­бенка, сведения о речевом развитии. Большое значение име­ют записи о консультациях ребенка у невропатолога, логопеда, имевшиеся обращения к психиатру, психотерапевту, как до, так и во время конфликтной ситуации в семье. В ряде случаев в истории развития имелись указания на то, что в поликлинику с ребенком систематически приходил отец или бабушка, что также должно быть отражено в описательной части эксперт­ного заключения.

Как правило, в материалах дела представлены характе­ристики ребенка из различных образовательных учреждений (школы, детские сады, кружки, секции), которые содержат информацию о характерологических особенностях ребенка, его отношениях со сверстниками, адаптации, академической успеваемости, увлечениях; данные об имевшихся проблемах в поведении. Иногда в характеристиках имеются сведения о том, насколько каждый из родителей был вовлечен в образо­вательный процесс, участвовал в деятельности образователь­ного учреждения. В представленных характеристиках могут содержаться указания на динамику психического состояния ребенка в ситуации развития конфликтной ситуации в семье. Могут иметься сведения о выражаемом ребенком негативном отношении к одному из родителей.

Органы опеки и попечительства представляют суду Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания несо­вершеннолетнего и заключение о порядке воспитания несо­вершеннолетнего при раздельном проживании родителей. В Акте обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего содержится информация об условиях проживания ребенка, о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего спального места, места для занятий, игрушек, дет­ских книг. В некоторых случаях органы опеки и попечительства представляют суду неформальное описание условий прожива­ния ребенка: «В детской комнате очень чисто, уютно. На стенах развешаны детские рисунки. Среди игрушек много самодель­ных, сделанных их матерью. В комнате стоит телескоп…» В ряде случаев сотрудники органов опеки и попечительства описыва­ют характер взаимодействия между членами семьи, опрашива­ют ребенка по поводу его отношения к родителям. Следует об­ращать внимание, в присутствии кого из родных проводилась беседа с несовершеннолетним.

Рекомендации по вопросу воспитания ребенка одним из родителей, порядку общения с другим родителем отражены в заключении органов опеки и попечительства.

При анализе показаний свидетелей следует обращать вни­мание на описание ими поведения родителей, их взаимоотно­шений, характера взаимодействия каждого из родителей с ре­бенком. В случаях, когда один из родителей отрицает участие другого родителя в воспитании детей, показания свидетелей (например, что другой родитель часто гулял с детьми, когда он приезжал домой, дети бросались к нему навстречу, были рады его видеть) имеют большое экспертное значение.

диагностика семейных отношений – предыдущая | следующая – клинико-патопсихологическое исследование

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.