Яндекс.Метрика

Игры-занятия в коррекционной работе с аутистами

Коррекционная работа с детьми с аутизмом

в психологическом центре Просвет.

Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом.  Запись на консультацию.

Обязательно соблюдение следующих требований к коррекционным упражнениям по системе Монтессори:

I. Упражнения должны иметь связь с реальной деятельностью; цель их выполнения должна быть ясна и понятна ребенку.

2.  Упражнения должны предъявляться с постепенно возрастающей сложностью.

3.  Начальные упражнения по развитию сенсорных и элементарных практических навыков должны содержать возможность «механического контроля» допускаемых ошибок.

4.  Материал для упражнений должен быть аффективно привлекательным для ребенка, иметь цветовую кодировку.

Опыт нашей работы показал высокую эффективность занятий по системе Монтессори с детьми с тяжелыми формами аффективной патологии и интеллектуальных нарушений. Однако, учитывая гиперчувствительность аутичных детей, для них, прежде всего для детей с тяжелой степенью аффективной патологии, мы подбирали не очень яркий материал и предлагали преимущественно неструктурированные материалы, а также аффективно значимые для детей предметы: камушки, веревочки, палочки и пр.

В процессе обучения детей предметно-практическим манипуляциям целесообразно проводить такие занятия, как подбор предметов по образцу, группировка предметов по образцу и по разным свойствам. Можно предложить детям разнообразные игры типа «Разложи игрушки по домикам» и пр.

Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств. В процессе таких игр перед ребенком ставятся следующие задачи: выявить внутренние связи предмета, проанализировать условия практической задачи, найти выход из проблемной ситуации, учитывая особенности ситуации и применяя в соответствии с ними соответствующие вспомогательные средства и способы действия. Умение справляться с решением подобных задач формируется в ходе разнообразных игр на доставание нужного предмета с помощью вспомогательных средств (веревки, палки и пр.).

В таблице 16 представлены игры-занятия с предметами-орудиями, которые можно использовать в психркоррекционной работе.

Основной целью психокоррекции на следующем этапе является обучение детей оперировать представлениями и находить правильный выход, не прибегая к практическим действиям с объектами. Умение ребенка действовать в уме, оперируя представленными образами, является одним из важных аспектов наглядно-образного мышления. Оно развивается в процессе разнообразных психотехнических игр с использованием картинок. Например, дается задание достать предмет, изображенный на картинке. Психолог предлагает ребенку картинку и просит рассказать, как мальчик будет доставать воздушный шар с высокого шкафа в комнате.

Одна из наиболее сложных проблем, стоящих перед психологами и педагогами при работе с детьми-аутистами, — переход от наглядно-чувственного познания к словесно-логическому. Опыт нашей работы показал, что с детьми с легкой степенью аффективной дезадаптации целесообразно проводить пси-хокоррекционные занятия по формированию элементарных логических операций: обобщения, анализа, синтеза. В качестве предпосылки развития логических операций мы выбрали формирование у детей операции сравнения. Прежде всего, мы опирались на исследования отечественных и зарубежных

Таблица 16 Система игр-запятий с предметами-орудиями

1. Игры и занятия со вспомогательными предметами
Содержание Переместить тележку за тесемку. Переместить каталку при помощи рукоятки Придвинуть игрушку палкой к себе. Вытолкнуть игрушку палкой из трубы
Сенсорные процессы Восприятие соперемешения предметов Восприятие предметов в динамике их перемещений. Различение формы предметов, их пространственного расположения, развитие глазомера
Мыслительные процессы Обнаружение и использование статических межпредметных связей Установление результативной динамической связи между предметами (с учетом их формы и расположения)
Моторика Удержание тесемки двумя руками. Движения рук к себе Координированные движения обеих рук
2. Игры и занятия с простейшими предметами-орудиями
Содержание Катать тележку с помощью палки с кольцом. Достать фигурку из коробки с помощью специальной ложки Копать, насыпать в формочки и утрамбовывать крупу или песок
Сенсорные процессы Восприятие предметов в динамике. Развитие глазомера. Восприятие и сопоставление форм Восприятие предмета в динамике результативных изменений в предмете
Мыслительные процессы Установление результативной динамической связи Установление продуктивной динамической связи между несколькими предметами
Моторика Координированные движения рук Координированные и последовательные движения обеих рук
3. Игры-занятия с предметами-орудиями, имитирующими орудия труда
Содержание Забить молотком колышки или втулочки Завинтить винты вручную и с помощью отвертки. Собрать каталку вручную и с помощью отвертки
Сенсорные процессы Восприятие предмета в динамике результативных соперемешений, воздействий и изменений. Выделение части и целого. Соотнесение форм Восприятие изменений результативного характера. Соотнесение формы, различение частей и целого. Выделение специфичного в предмете
Мыслительные процессы Установление продуктивной динамической связи между несколькими предметами, для того чтобы затем объединить их в целое с помощью орудия Установление продуктивной динамической связи между предметами с целью их обьединения
Моторика Соподчиненное движение рук с выделением «рабочей» и «вспомогательной» функции Соподчиненные координированные движения рук

 

 

психологов, в которых было показано, что умственно отсталые школьники способны овладевать алгоритмом сравнения и учиться применять его в зависимости от ситуации [Петрова, 1968; и др.].

Формирование графических действий у детей с аутизмом, этапы  – предыдущая  | следующая –  Недирективные и директивные методы речевой терапии

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым