Игра-драматизация при перестройке негативных эмоциональных проявлений

Перед началом новой серии занятий психолог вместе с родителями обсуждает ситуации, в которых у ребенка возникают негативные реакции (эффективность, агрессивные реакции, тревога, страх). Сбор информации направлен на то, чтобы в процессе коррекции можно было предложить ребенку не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование возможных ситуаций, в том числе и стрессовых, в будущем.

Эффективность проведения сюжетно-ролевых игр на данном этапе в значительной степени зависит от социального опыта ребенка, от особенностей его представлений о людях, их чувствах, взаимоотношениях, формирование которых представляет особую трудность для аутичных детей. Учитывая эти особенности, мы рекомендуем включать в игровые сюжеты животных (кукольных кошек, собачек, обезьянок). Опыт нашей работы показывает, что в процессе общения с куклами животных дети лучше расслабляются, вступают в контакт, проявляют большую эмоциональность.

Важным условием психологической коррекции эмоциональных проблем у детей с аутизмом в процессе сюжетно-ролевых игр является развитая способность ребенка входить в роль, уподоблять себя образу персонажа. Процесс перевоплощения проходит у ребенка на фоне возрастающего эмоционального подъема. Действуя в воображаемой ситуации за другого, ребенок как бы приписывает себе черты этого другого, испытывает переживаемые этим другим чувства. Во время перевоплощения ребенок обнаруживает определенное эмоциональное отношение к своему персонажу. Двойное самоощущение ребенка в игре, эмоции, возникающие от условного и реального планов, не только обогащают эмоциональную сферу ребенка, но и способствуют пониманию ребенком скрытого смысла ситуации, ее «подтекста». Это способствует повышению активности ребенка в игровом общении.

Для детей, страдающих аутизмом, особенно с тяжелой степенью аффективной патологии, процесс перевоплощения в игре часто практически недоступен. Ребенок проявляет пассивность, несмотря на то что он может сопереживать персонажу, наблюдая за развитием сюжета.

Перестройка негативных эмоциональных проявлений у таких детей возможна в процессе игр-драматизаций на тему знакомых сказок. Целесообразность использования таких игр в психокоррекции детей с аутизмом обусловлена также существенной ограниченностью их социального опыта, речевыми проблемами, избирательностью их интересов.

Проведению игр-драматизаций должна предшествовать подготовительная работа с ребенком.

На первом этапе занятий психолог читает ребенку знакомую ему сказку, желательно, чтобы это была любимая сказка ребенка. Поскольку дети с аутизмом склонны к застреванию, повторение любимой сказки будет для них аффективно значимым.

На втором этапе психолог вместе с ребенком обсуждает содержание знакомой ему сказки. Его можно проводить в различных вариантах:

•    по заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение;

•   по воспроизведению этой сказки с помощью настольного театра (например, психолог читает сказку «Колобок» и одновременно с помощью предметов настольного театра воспроизводит ее).

Опыт нашей работы показывает, что второй способ является более доступным и эмоционально значимым для детей-аутистов. Если нет настольного театра, сказку можно рассказать с помощью картинок или диапозитивов. В то время как здоровые дети достаточно быстро создают образ персонажа, упо-

добляются ему, дети с аутизмом испытывают существенные трудности, и поэтому наглядное воспроизведение сказки, на наш взгляд, помогает ребенку в дальнейшем быстрее войти в роль персонажа сказки. Как мы отмечали выше, способность ребенка вхождения в роль, уподобления себя образу — это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений.

На третьем этапе психолог спрашивает ребенка, кем из героев сказки он хотел бы быть. Например, волком, Красной Шапочкой, Кощеем, медведем, козленком и пр. Ребенок выбирает роль, и психолог совместно с ребенком обыгрывает сюжет. Можно использовать в процессе игры не весь сюжет, а только некоторые эпизоды. Например, встречу медведя с Машей в лесу из сказки «Маша и медведь».

Игра-драматизация «Маша и медведь»

Оборудование. Настольный театр, изображающий лес; кукла Маша и кукла медведя.

Ход занятия. Психолог вспоминает с ребенком содержание сказки. Затем распределяет роли, по желанию ребенка. Если ребенок предпочел роль медведя, то психолог предлагает ребенку надеть на руку куклу медведя. Если ребенок отказывается надевать игрушку (что нередко наблюдается у детей с аутизмом), психолог может предложить ему медведя из настольного театра (плоская фигурка медведя) или соответствующую плюшевую игрушку. Психолог исполняет одновременно роль ведущего и Маши. «Пошла Маша в лес, собирать ягоды и грибы. Бродит Маша по лесу, в лесу хорошо, тихо, поют птички… Вдруг слышит Маша шорох в кустах. Маша остановилась, посмотрела и увидела медведя. Медведь большой, приближается к Маше… (Психолог просит ребенка показать, как медведь подходит к Маше и хочет схватить ее.)

В процессе игры психолог наблюдает за действиями ребенка, следит за его эмоциональным состоянием, спонтанными высказываниями.

Успех игровой психологической коррекции у аутичных детей зависит от следующих факторов:

•   умения психолога установить контакт с ребенком в игровой форме;

•   способности правильно подобрать игровой сценарий, соответствующий уровню аффективной дезадаптации ребенка, уровню интеллектуального и речевого развития ребенка, а также психогенной ситуации, с кото-

– рой сталкивался ребенок;

•   учета психологом клинико-психологических и индивидуально-психологических характеристик ребенка, участвующего в коррекции;

•   позитивной установки родителей на процесс игровой психологической коррекции;

•   организации среды, в которой проходит психокоррекционный процесс, таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно.

Эмоциональные реакции детей с аутизмом на игровые ситуацииориентировочного этапа психологической коррекции – предыдущая  | следующая –  Понятие холдинг-терапии

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым