тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Эмоциональные реакции детей с аутизмом на игровые ситуации ориентировочного этапа психологической коррекции

Ход игры. Психолог предлагает ребенку сесть за столик. Некоторое время психолог не вступает в контакт с ребенком, а наблюдает за его действиями около трех минут. Если ребенок проявляет интерес (начинает рассматривать кастрюли, открывает их), то психолог предлагает ребенку поиграть вместе. Если же ребенок сидит неподвижно, не проявляет самостоятельной активности, то психолог сам вступает с ним в контакт и предлагает посмотреть, что находится в кастрюльках. Открыв кастрюльки (самостоятельно или по просьбе психолога), ребенок обнаруживает там собачек. Психолог начинает активную игру с ребенком, предлагает вынуть собачек из кастрюль и повести их погулять. После «прогулки» каждая собачка должна вернуться в свой домик-кастрюльку. Затем психолог рассказывает ребенку небольшой рассказ и сопровождает его действиями: «Собачки поспали, отдохнули и опять просятся поиграть. Ребенок достает собачек из кастрюлек-домиков и самостоятельно с ними гуляет. Самостоятельная игра с собачками может повторяться несколько раз, при сохранении игровой ситуации и наличии эмоционально положительного настроя ребенка.

Для перехода к следующему этапу игровой психокоррекции психологом должна быть выполнена оценка эмоционального состояния ребенка в соответствии с обнаруженными им особенностями контакта с психологом или с куклой. С этой целью используются игры, включающие в себя изменение стиля общения с включением оценочных суждений психолога.

Игра «Почему так поступил Мурзик?»

Цели. Активизация эмоционального общения с психологом, стимулирование оценки ребенком Поведения игрового персонажа.

Оборудование. Игрушка из набора кукольного театра, строительный набор (одноцветные блоки).

Ход игры. Психолог надевает игрушку на руку и предлагает ребенку поздороваться с котом. Психолог: «Кот Мурзик добрый, но бывает очень вредным, делает все наоборот. Давай с тобой построим дом». Ребенок строит постройку из предложенного строительного набора. Кот Мурзик разрушает ее. Психолог делает замечание Мурзику и предлагает ребенку снова построить дом. Если ребенок отказывается строить, то психолог выполняет это сам, и кот Мурзик снова разрушает постройку. Психолог спрашивает ребенка: «Почему так поступил Мурзик? Правильно он сделал или нет?»

В ходе игры с ребенком на ориентировочном этапе психолог оценивает специфику его адаптивного поведения, то есть особенности преодоления стрессовых ситуаций в процессе игры. В основе анализа лежат оценки (отрицательные или положительные) интенсивности эмоциональных реакций ребенка и их специфики.

Условно мы разделили детей на пять групп в зависимости от эмоционального отношения к игровым ситуациям на ориентировочном этапе (см. табл. 17).

На реконструктивном этапе решаются следующие задачи:

1.  Расширение сферы социальных взаимодействий ребенка.

2.  Коррекция аффективных переживаний (таких как страх, тревога) и проявлений (агрессивные и аффективные реакции).

К данному этапу занятий допускаются дети, которые успешно прошли установочный и ориентировочный этапы занятий.

Таблица 17 Эмоциональные реакции детей с аутизмом на игровые ситуации

ориентировочного этапа психологической коррекции

Группа Специфика реакций Рекомендации
Первая Отсутствуют эмоциональные реакции и активность ребенка в процессе игровых занятий. Уходит от занятия, проявляет равнодушие к игрушкам, не пытается брать их в руки, не смотрит на них Не следует продолжать занятия в данной форме, необходимо предложить ребенку участие в групповомвзаимодействии. Ребенок вначале будет пассивно наблюдать за тем, как психолог занимается с другим ребенком, и постепенно включится в игровой процесс
Вторая В процессе игровой психокоррекции отмечаются негативные реакции. Ребенок отказывается сидеть за столом, разбрасывает игрушки, пытаетсяуйти из игровой комнаты, но при этом вновь возвращается. Такое поведение ребенка можно рассматривать как «разрушительную активность» Психолог должен подстроиться под интересы и потребности ребенка и перестроить занятия, напримерорганизовать занятия не за столом, а на полу. Необходимо обыгрывать разрушительные действия ребенка.

Например: кидать шарики с восклицаниями, играть в мяч, прыгать, стучать по полу или стенке (птички клюют зернышки). Можно использовать детское пианино, клавесин и ударные инструменты

Третья У ребенка отсутствует активность в процессеигровых занятий. Он пассивно наблюдает за игрой психолога. Проявляет настороженность при

предъявлении нового игрового материала. Могут

наблюдаться отрицательные эмоциональные реакции при изменении игровой ситуации. Пассивно подчиняется психологу, но активности по своей инициативе не проявляет

Рекомендуется привлечь к занятию родителя в качестве наблюдателя или участника игры с цельюсмягчения эмоционального дискомфорта у ребенка.

Следует повторять игры, чтобы уменьшить пугающую ребенка новизну игровых предметов и ситуаций

Четвертая Наблюдается положительный эмоциональный фонв процессе игровой психологической ситуации,

однако характерно лишь незначительное проявле-

ние конструктивной активности в процессе игры.

Ребенок спокойно сидит за столом, наблюдает за

психологом, но при изменении игровой ситуации, например при появлении нового игрового персонажа, проявляет беспокойство, страх

Продолжать занятия ориентировочного этапа.Анализировать причину возникновения тревоги, страхов у ребенка. Постоянно стимулировать эмоциональный фон у ребенка введением новых игровых ситуаций, доступных и аффективно значимых для него
Пятая Наблюдается устойчивое эмоциональное состояние в процессе игры, ребенок проявляет активность: активно манипулирует с игровым материалом, смеется при игровой ситуации, спокойно наблюдает за психологом. Однако, в отличие отздоровых детей, отсутствует экспрессивность,

эмоциональное вживление, радость, эмоцио-нальностъ, вербальное сопровождение игры

В процессе занятий стимулировать активность, положительный эмоциональный фон у ребенка спомощью предоставления ребенку самостоятельности в выборе игрового материала, изменения сюжета игры. С детьми этой группы необходимо переходить на следующий (реконструктивный) этап психологической коррекции

 

Психокоррекционные игры – предыдущая  | следующая –  Игра-драматизация при перестройке негативных эмоциональных проявлений

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым