Агрессия в детском возрасте (продолжение)

Автор статьи: детский психолог Сутулина Анна.

Как правило, все вышеназванные методы помогают избавиться от проявлений агрессии в поведении ребёнка, и уже к концу дошкольного – началу младшего школьного возраста ребёнок приобретает достаточный опыт продуктивного разрешения проблемных ситуаций, коммуникативную компетентность и способность чётко следовать нормам и правилам, принятым в обществе. Однако существует группа детей, у которых к 6-7 годам агрессивные тенденции в поведении не только не ослабевают, но и постепенно нарастают, они всё чаще проявляют агрессию в отношении окружающих, их действия становятся более жестокими и резкими. В данном случае принято говорить об истинной агрессии, формировании агрессивности как устойчивой личностной черты. Истинная агрессия не обусловлена другими причинами, не служит средством достижения каких-либо других целей, в её основе лежит желание сделать другому человеку плохо, стабильная враждебность в адрес окружающих. Безусловно, этот вариант поведения является более тяжёлым и вызывает много опасений, поэтому в данном случае необходим более глубокий анализ причин и механизмов появления агрессивности как личностной черты. Корни данной проблемы стоит искать в характере детско-родительских отношений, в условиях воспитания ребёнка, особенностях семейной ситуации. Попробуем перечислить основные предпосылки появления истинной агрессии в детском возрасте:

  • Неблагополучный эмоциональный климат в семье: постоянный стресс в семье, конфликты, наблюдение агрессивных форм поведения среди родных, ситуация развода родителей. В данном случае у ребёнка появляется агрессия как способ разрядки напряжения, накопленного в семье. Если семейная ситуация сохраняется, агрессия может стать устойчивой личностной чертой ребёнка.
  • Особенности эмоциональной связи родителей с ребёнком: дефицит любви, безусловного принятия, одобрения, поддержки со стороны родителей.
  • Высокий уровень негативного контроля: частые порицания, недовольство ребёнком, негативные оценки в адрес его личности, чрезмерность запретов и требований, использование физической и вербальной агрессии как форм наказания, ограничения самостоятельности, нарушение личностных границ ребёнка.
  • Неудовлетворённость базовых потребностей ребёнка во внимании, уважении, близком общении, блокирование самостоятельности ребёнка, его инициативы, нечуткость к его желаниям и настроениям.

Все вышеперечисленные особенности семейной ситуации ведут к отсутствию у ребёнка базового доверия к миру, чувству незащищённости, эмоциональному дискомфорту, негативному самоощущению, низкой самооценке, постоянному ожиданию удара со стороны и как следствие желанию защищаться.

У ребёнка формируется представление о том, что окружающий мир небезопасен, окружающие люди враждебны, отсюда формируется агрессия как стабильная черта личности, как отражение его представлений о мироустройстве. Для агрессивных детей характерен сильный разрыв в самооценке и оценке себя со стороны других детей: при декларируемо высокой оценке себя эти дети остро переживают недооцененность со стороны других детей, считают, что сверстники испытывают к ним негативные эмоции. При этом зачастую эти оценки не находят подтверждения в реальности и являются лишь субъективным переживанием. Переживание негативного отношения к себе со стороны окружающих вызывает у ребёнка установку на другого как на врага и, как следствие, защитное агрессивное поведение,  в основе которого лежит желание причинить вред окружающим.

Что же можно сделать в случае, когда агрессия становится стабильной личностной чертой ребёнка?

Во-первых, акцент работы должен быть сделан на коррекции и оптимизации семейной ситуации, условий воспитания и развития ребёнка. Эффективной в данной ситуации будет семейная психотерапия, работа с особенностями эмоциональных связей в семье, способами разрешения сложных, конфликтных ситуаций, системой социального контроля, характером требований и запретов. В данной ситуации родителям, возможно, необходимо будет работать над собой, над коррекцией собственной родительской позиции, учиться проявлять безусловную любовь к своему ребёнку и принятие, поддерживать в нём позитивное самоощущение, уважать его личность, становиться более внимательным и чутким к его чувствам и желаниям.

Во-вторых, необходимо добиваться того, чтобы ребёнок сознательно принял нормы и правила поведения и сформировать у него чувство неотвратимости наказания за плохие поступки.

Особенно важно поддерживать положительную самооценку у ребёнка, оказывать ему эмоциональную поддержку, найти те сферы, в которых ребёнок заслуживает высоких оценок. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, техникам и способам управления собственным гневом также будет способствовать снижению агрессивных проявлений в детском возрасте. Игровая терапия также будет иметь свои положительные результаты, но в том случае если ребёнок проявляет сильные вспышки агрессии в адрес сверстников, лучше стоит начать с индивидуальной игротерапии, и лишь когда негативные поведенческие модели будут сглажены, перейти к групповой форме работы.

Как мы видим, существуют разные формы агрессии при, казалось бы, одинаковых внешних формах её проявления. Кроме того, на разных этапах возрастного развития агрессия имеет разные причины и условия проявления. Соответственно, методы её выявления и коррекции тоже будут разными. Главное быть внимательным к своему ребёнку, не бояться возникающих проблем в его поведении и в случае необходимости своевременно обращаться за помощью к специалистам.

инструментальная агрессия – предыдущая

Вернуться в раздел “Психология каждому”

Записаться на прием к детскому психологу Сутулиной Анне.