Детские страхи

Автор статьи – детский специалист Сутулина Анна

Страх – неотъемлемая часть нашей жизни, базовая эмоция, указывающая на угрозу существованию и предотвращающая слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Роль эмоции страха чрезвычайно велика в жизни человека, его основная функция – защита от потенциальной угрозы, опасности. Таким образом, страх – это нормальная и естественная реакция человеческого организма, обеспечивающая его выживание. Страх преследует человечество с древних времён, однако если для первобытного человека страх имел инстинктивную природу, то по мере развития психики человека и усложнения его жизни страх приобрёл социально опосредованный характер. Страхи современного человека обусловлены преимущественно особенностями его функционирования в обществе, связаны с возможностями реализации поставленных целей, отражают нравственно-этические категории.

Теперь поговорим о том, какого рода страхи испытывают дети. Как и человек на ранних ступенях своего развития ребёнок боится всего нового и неизвестного, испытывает страх темноты, замкнутых пространств, боли, животных, стихийных бедствий и т.п. Эти страхи можно назвать природными, инстинктивными, они унаследованы нами от древних предков, которые были беззащитны перед опасными природными явлениями. До 7 лет у детей преобладают преимущественно подобные природные страхи, в основе которых лежит инстинкт самосохранения. Однако уже в раннем и дошкольном возрастах можно наблюдать появление страхов, обусловленных особенностями отношений ребёнка с близкими взрослыми, и прежде всего родителями. Эти страхи внешне могут иметь форму природных страхов, однако внутренние причины их кроются в системе межличностных отношений, сложившейся вокруг ребёнка. Например, страх Бабы Яги можно интерпретировать  и как страх смерти вследствие нападения страшного чудовища, так и как чрезмерный страх наказания со стороны слишком строгой матери. Кроме того, появляется ряд страхов, уже никак не выводимых из природных инстинктов (страх общения с новыми детьми и т.п.) Таким образом, эмоциональная сфера ребёнка становится всё больше связанной с особенностями функционирования его в социуме.

Страхи в детском возрасте – это в целом нормальная реакция. Каждый ребёнок на пути своего развития проходит через определённые, типичные для каждого возраста страхи. Эти реакции не имеют затяжного характера, существенно не влияют на поведение и развитие ребёнка, его взаимоотношения с другими людьми. Попробуем кратко проследить основные страхи каждого возрастного периода:

  1. Младенчество (0-1 год)

Причиной беспокойства в данном возрасте могут стать неудовлетворение жизненно важных потребностей в пище, сне и т.п. Кроме того, у младенцев возникают реакции испуга, связанные с громкими и внезапными звуками, резким светом и неожиданной переменой положения. Из этого следует, что все действия с ребёнком должны быть спокойными и плавными.

Не стоит забывать, что с самого рождения ребёнок является социальным существом, и поэтому с первых дней требует отношения к себе не только как к объекту ухода, но и как к субъекту общения. Иначе говоря, одной из базовых потребностей младенца является потребность в непосредственном эмоциональном контакте. На первом году жизни у ребёнка формируется поведение привязанности – это действия ребёнка, направленные на установление и сохранение близости со взрослым, который обеспечивает ребёнку переживание чувства безопасности и служит базой для активного исследования окружающего мира. В зависимости от поведения родителей и стиля их воспитания формируется тот или иной тип привязанности. Если родители удовлетворяют потребности ребёнка в эмоциональной близости, то у него формируется надёжный тип привязанности, что создаёт базу для развития чувства безопасности и доверия к миру. Дети с надёжным типом привязанности гораздо меньше восприимчивы к страху, в то время как дети с тревожным типом привязанности испытывают дефицит доверия к окружающему миру, и как правило боятся разнообразных его проявлений.

В возрасте 6-7 месяцев у малышей появляется реакция страха на незнакомых людей, что является нормой для данного возраста.

2. Ранний возраст (1-3 года)

В данном возрасте у детей отмечаются страхи темноты, замкнутого пространства, боли, одиночества, отсутствия помощи при опасности. В раннем возрасте у ребёнка могут появиться кошмарные сновидения. Как правило, они выражают беспокойство из-за недостатка чувств со стороны матери (кошмарные сны об исчезновении мамы).  Также у ребёнка вызывает страх всё, что связано с медицинскими манипуляциями.

К 3 годам у ребёнка уже появляются волевые качества, противостоящие неуверенности в себе и нерешительности в действиях и помогающие справиться со многими страхами.

3. Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

В этом возрасте интенсивными темпами начинает развиваться воображение, и к реальным страхам (темноты, замкнутых пространств, животных, одиночества) начинают добавляться фантастические страхи как продукт воображения ребёнка. В первую очередь это страхи сказочных персонажей (Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Серого Волка). Из-за слабости самосознания ребёнок часто не может различить, что является реальностью, а что – его собственными переживаниями и фантазиями. В этом возрасте важно, чтобы родители уберегли ребёнка от чрезмерного фантазирования, чётко обозначили границы реальности, защитили ребёнка от персонажей его фантазий. Как правило, боязнь названных сказочных персонажей отражает страх наказания со стороны родителей или отчуждения, страх того, что родители не спасут, не защитят  в нужный момент.

Любящее, понимающее и принимающее отношение родителей способно защитить ребёнка от самых страшных чудовищ. Кроме того, в преодолении страхов у детей 3-5 лет большую роль играет общение со сверстниками, совместные игры. Игра возвращает детей в реальный мир, мир социальных отношений, норм и правил, является источником положительных эмоций, радости, что является замечательной профилактикой страхов. И что самое важное, в игре дети могут проиграть пугающие их ситуации, прожить негативные эмоции в мнимой ситуации, научиться справляться с трудностями, учатся говорить о своём страхе, осознавать его. А осознание имеющихся страхов является важнейшим шагом в их преодолении.

следующая – патологический страх

Вернуться в раздел “Психология каждому”

Записаться на прием к детскому психологу Сутулиной Анне.