Автор психолог психотерапевт Матвеев А.А.
Перед теорией психического (Сергиенко Е. А., 2006) стоят более узкие задачи по изучению индивидуальных представлений о внутреннем мире других людей. Ключевым принципом является представление о поэтапном формировании ментальных репрезентаций, выделяются этапы в зависимости от характера информации, содержащейся в интрапсихической схеме: подражательные действия, аффективное закрепление, довербальные символические и вербальные представления (там же). Соответственно, в теории психического репрезентативная схема эмоций рассматривается как структура, состоящая из разных уровней: чувственного, символического, вербального (там же).
Понятие РЭ также имеет существенное значение для разрабатываемой в рамках культурно-исторической концепции проблемы единства аффекта и интеллекта и культурного развития эмоций.
Согласно представлениям Л.С. Выготского, более высокий уровень развития интеллектуальных процессов выступает прямой детерминантой дифференциации эмоций. Переход к образному мышлению дает возможность «обобщения чувств» и возникновения сложных аффективных образований (Выготский, 2000), абстрактное мышление меняет динамику аффекта к более «тонкому» и «мягкому» его протеканию, приводит к более глубокому познанию и упорядочиванию мира собственных переживаний (там же).
Как условие «проникновения» высших интеллектуальных процессов в аффективную сферу рассматривают процесс знаково-символического опосредствования. Содержание понятия знаково-символическое опосредствование конкретизируется в понятии означение или означивание. Применительно к эмоциональной сфере механизм знаково-символического опосредствования описывается как процесс означения мимических, двигательных, физиологических признаков состояния ребенка в терминах эмоций (Тхостов А.Ш., Колымба И.Г., 1999).
РЭ, обозначаемые термином «эмоциональный образ», становились предметом исследования в работах Запорожца А.В. и в работах Веккера Л.М., в которых установлена закономерность, согласно которой, символический и метафорический язык репрезентаций в отличие от прямых наглядных образов соответствует более высокому культурному уровню, большей дифференциации и «богатству» эмоциональной сферы (Веккер Л.М., 1998).
Таким образом, обобщая представления о РЭ, можно сделать вывод о том, что данное понятие имеет большую эвристическую ценность для изучения механизмов психических нарушений при НБ. Репрезентативная схема эмоций может выступать как функциональное звено, осуществляющее взаимодействие между когнитивной и аффективной сферами, необходимое для конструирования целостной модели, учитывающей известные феномены при НБ. Изучение РЭ допускает, во-первых, оценку структурных характеристик различных уровней: чувственного, символического, вербального. Во-вторых, качественный анализ смыслового содержания репрезентации эмоций. РЭ также позволяет оценить ведущий параметр эмоционального интеллекта – понимание эмоций в двух планах: 1) репрезентацию собственных переживаний, что в большей степени относится к саморегуляции, и 2) репрезентацию эмоций других людей, относящуюся к регуляции межличностных отношений.
Таким образом, с учетом описанной проблемы и теоретического обзора представляется важным проведение эмпирического исследования репрезентаций эмоций у больных с НБ.
Актуальность исследования обусловлена тем, что множество описанных выше эмоциональных и когнитивных феноменов при НБ не увязаны друг с другом, что, в свою очередь, затрудняет развитие научного понимания, ведет к «растворению» целостности картины нарушений среди теорий низкого ранга. Изучение особой психической сущности – репрезентации эмоций, которые ранее не выступали в качестве предмета исследований НБ, позволяет преодолевать узкий, односторонний или коллекционирующий, эклектичный характер современных концепций НБ. Данное исследование предполагает использование наработок различных теоретических направлений: когнитивной традиции, психодинамических концепций, традиции отечественной психологии.
Целью исследования являлось комплексное изучение репрезентации эмоций больных нервной булимией в сравнении с репрезентациями здоровых испытуемых на уровне интрацептивных ощущений, символических образов, невербальных реакций и вербальных представлений как собственных эмоций, так и эмоций других людей, а также анализ их взаимосвязи между собой.
Задачи:
- Разработка комплекса методик для эмпирического исследования репрезентации эмоций.
- Проведение эмпирического исследования в группе больных НБ и группе здоровых испытуемых.
- Анализ нарушения разных уровней репрезентации эмоций при НБ в сравнении со здоровыми испытуемыми.
- Выделение факторов нарушений репрезентации эмоций у больных НБ.
Гипотезы: 1. Репрезентации эмоций и у больных нервной булимией значимо отличаются от репрезентаций эмоций здоровых испытуемых. 2. Структура нарушений репрезентаций эмоций у больных нервной булимии неоднородна, разные уровни репрезентации эмоций при НБ нарушены в различной степени выраженности.
Испытуемые: Экспериментальная группа состояла из 50 человек. Больные – женщины в возрасте от 17 до 35 лет с диагнозами нервная булимия (37 чел) и нервная анорексия с булимическими расстройствами (13 чел.), проходившие лечение на базах 14 ПБ, клиники неврозов им. проф. Соловьева и 33 ГКБ им. проф. Остроумова А.А.
Контрольная группа состояла из 60 испытуемых женского пола в возрасте от 17 до 35 лет. Критерием отбора являлось отсутствие на момент обследования острых или хронических заболеваний. Группы испытуемых были уравнены по возрастному и образовательному уровню.
Запись на консультацию к психологу консультанту Матвееву А.А.