тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 4. Общая психопатология подросткового возраста. Особенности общих со взрослыми психопатологических расстройств

Почти все психические нарушения, известные из курса общей психиатрии, встречаются у подростков. Исключение составляют некоторые расстройства, присущие пожилому и старческому возрасту. Сходством с психопатологией взрослых подростковая психиатрия существенно отличается от детской. Однако подростко­вый возраст откладывает своеобразный отпечаток на многие психопатологические феномены. Но, кроме этого, у подростков встречаются особые психопатологические синдромы, наблю­даемые преимущественно или почти исключительно именно в этом периоде жизни. Описание подобных синдромов составит содержа­ние следующей главы. В данной главе речь пойдет об особен­ностях общих со взрослыми психических нарушений.

 

Галлюцинации и другие обманы чувств.

Более частыми и яркими, чем у взрослых, бывают галлюцина­торные переживания, связанные с нарушением восприятия соб­ственного тела, а также обонятельные галлюцинации при прогредиентной шизофрении. Первое, видимо, связано с бурным ростом тела, а второе с присущей возрасту остротой и злокачественностью данного заболевания, так как известно, что обонятельные галлюцинации при шизофрении являются не­благоприятным признаком.

Относительная частота и красочность зрительных обманов чувств зависит от некоторых возрастных особенностей интоксика­ций и распространенности инфекционно-аллергических заболева­ний.

Наряду с истинными галлюцинациями подростковому возрасту свойственны красочные фантазии с произвольно вызванными зрительными образами («о чем подумаю, то и увижу»). Этот феномен получил название визуализации представлений — видимо, он связан с эйдетизмом. Подобные визуализированные фантазии встречаются при некоторых интоксикациях (бензин, технические жидкости и др.).

Псевдогаллюцинации у подростков не отличаются от таковых у взрослых. Синдром Кандинского — Клерамбо чаще можно наблюдать в старшем подростковом возрасте. По данным М. В. Коркиной [Modern perspective..» 1971}, этот синдром развивается исподволь, медленнее, чем у взрослых.

Наибольшие отличия подростковых галлюцинаций касаются не их формы, а содержания переживаний. Последние питаются свойственными этому возрасту интересами, опасениями, отношениями. В зрительных галлюцинациях н фантазиях находит отражение приключенчески-авантюрный жанр, представления, заимствованные из научно-фантастической литературы. Слуховые галлюцинации часто несут отпечаток сложных и трудных от­ношений со сверстниками («высмеивают недостатки», «договари­ваются избить» и т. п.).

Дереализация и деперсонализация

Переживания подобного рода считаются весьма характерными для подросткового возраста. Видимо, это связано с присущими данному периоду жизни становлением личности, выработкой способности к самоанализу, овладением схемой собственного бурнорастущего тела, а также с эмоциональной яркостью и насыщенностью переживаний.

Дереализация. Как известно, дереализация проявляется чув­ством необычного изменения, нереальности, какой-то странной перемены окружающего. Описать все это словами для подростков бывает очень трудно, но всегда подчеркивается неестествен­ность переживаемого и сохраняется к этому критическое отношение. Дереализационные переживания могут быть преи­мущественно зрительными (все кажется каким-то неживым, тусклым, лишенным красок или, наоборот, необычно ярким и цветастым), слуховыми (звуки как бы приглушены, «все на одном тоне» или, наоборот, отмечается необычная громкость звуков, которые пронзают уши), реже вкусовыми («пища, как трава»), тактильными (не отличить на ощупь один материал от другого). К феноменам дереализации могут быть отнесены переживания «уже виденного», «никогда не виденного» и т. п.

Деперсонализация. Этот тип нарушений, как и у взрослых, может проявляться в нескольких формах. Аутодеперсонализация касается чувства необычного изменения собственной личности — «как-то необычно изменился», «пропали все чувства», «стал как истукан» и т. п. Соматодеперсонализация, еще более частая у подростков, представляет собой своебразные нарушения схемы тела или необычные телесные ощущения (например, руки кажутся огромными или неодинаковыми по размеру, хотя осознается, что так быть не может).

Распространенность и причины. По данным М. В. Коркиной [Modern perspectives…, 1971], деперсонализация и дереализа­ция у подростков встречаются очень часто, они только не умеют об этом рассказать. Подобные жалобы приходится слышать даже от здоровых, интеллектуально развитых подростков, способных к тонкому анализу ощущений и пережива­ний. Предрасполагает к деперсонализационно-дереализационным нарушениям психастеническая акцентуация, меньше — шизоид­ная или лабильная. У здоровых подростков подобные наруше­ния могут возникать на фоне крайнего утомления, напряжен­ных занятий при недостаточном сне, а также в моменты большого волнения, тревожного ожидания, страха («пубертатная деперсонализация Майера»). В отличие от взрослых, где деперсонализация бывает часто сопряжена с депрессией [Нуллер Ю. Л., 1981], у подростков этот симптом на фоне депрессий встречается редко. При вялотекущей шизофрении у подростков деперсонализационно-дереализационный синдром также редко доминирует в клинической картине. Чаще деперсонали­зация встречается как отдельный симптом на фоне других неврозоподобных синдромов.

Эпизоды дереализации и деперсонализации могут быть так называемыми «зарницами» грядущего дебюта прогредиентной шизофрении. В этих случаях они могут возникать неожиданно, без наличия предшествующих астенизирующих или стрессовых факторов. Эти же явления могут быть одним из симптомов в разгаре данного заболевания или приступа шизоаффективного психоза и сочетаться с бредом инсценировки, преследова­ния, воздействия. Деперсонализация нередко сочетается с дисморфофобическим синдромом.

При эпилепсии явления деперсонализации и дереализации у подростков существенно не отличаются от таковых у взрослых. Они встречаются в качестве и предприпадочной ауры, и психи­ческого эквивалента припадка, и во время послеприпадочных изменений сознания.

Наконец, деперсонализационно-дереализационные пережива­ния у подростков могут возникать во время некоторых интоксика­ций.

эмоциональное отвержение – предыдущая | следующая – нарушения сознания

Подростковая психиатрия. Содержание.