Эстетическое развитие в детском возрасте

Автор статьи – детский специалист Сутулина Анна

Современные родители уделяют внимание преимущественно познавательному, интеллектуальному развитию своего ребёнка, что не может не идти в ущерб его эмоционально-личностному развитию. Многие из нас не замечают, что уже в раннем возрасте малыш может проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам, способен воспринимать красоту окружающего мира. А именно эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.

Важнейшая задача взрослого – помочь ребёнку войти в мир искусства, приобщить его к прекрасному. Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет знакомство их с произведениями искусства. И чем раньше состоится встреча ребёнка с этим миром – тем лучше. Покажите ребёнку те картины, которые будут доступны его пониманию. Детям могут понравиться изображения природы, людей, сцены быта, близкие их жизненному опыту, маленькие дети легко воспринимают живые пластичные картины импрессионистов. Помните, что одного восприятия картины недостаточно для её понимания, её смысл может раскрыть ребёнку только взрослый как носитель культурного опыта, смыслов. Попробуйте объяснить ребёнку довольно простым языком, что хотел сказать художник этой картиной, какие средства, приёмы для этого использовал. Расскажите ему о том, какие образы у вас возникают, когда вы слушаете ту или иную музыку. Делитесь своими чувствами, мыслями, эмоциями, которые вызывает у вас то или иное произведение. Но помните, что всё это должно соответствовать возрасту ребёнка. Вероятнее всего, ваш ребёнок не поймёт кубизм Пикассо и всю глубину произведений Рахманинова, даже если у вас эти мастера вызывают невероятный восторг.

Обратите внимание ребёнка на красоту физического тела человека, пусть он почерпнёт этот образ из произведений искусства, а не с разворотов журналов или из рекламных роликов. Поговорите с ребёнком о том, что внешняя красота является отражением красоты внутренней, красоты мыслей, чувств и ценностей человека. Покажите ему на примере произведений искусства, что каждый человек уникален и красив по-своему.

Помните, что в дошкольном возрасте не стоит слишком долго водить ребёнка по выставке или брать его с собой на вечерний концерт из двух отделений, а потом удивляться и ругать его за то, что он всё время капризничает и не понимает «высокого»).

Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: только что распустившийся цветок на подоконнике, нарядная одежда, красивая посуда и т.п. Особое внимание следует уделять интерьеру комнаты ребёнка. Известно, что для восприятия и различения красивого и некрасивого чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт. Всё что окружает ребёнка должно быть оформлено со вкусом.

Покажите ребёнку, как можно сочетать цвета в одежде, познакомьте его с работами известных модельеров, будьте сами для него образцом хорошего вкуса.

Очень важно обращать внимание ребёнка на красоту природы во всех её проявлениях (красивые осенние листья, сверкающий иней зимой, разноцветная радуга и т.п.) Научите ребёнка чувствовать звуки и запахи природы, видеть разнообразные её оттенки.

Уделяйте достаточно внимания сенсорному воспитанию ребёнка, учите его различать разнообразные цвета, формы, утончайте его эстетическое восприятие. Ведь красота и гармония природы и искусства избегают людей с грубыми чувствами. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Люди с неразвитыми чувствами всё время ищут грубые и сильные раздражители для получения наслаждения, так как им доступны только такие стимулы, а это мешает эстетическому восприятию.

Большое значение для развития ребёнка имеет и собственное участие в разных видах художественно-эстетической деятельности. Ведь дети познают окружающий мир не только воспринимая его, но и активно действуя в нём. Уже в конце младенческого возраста ребёнок экспериментирует с бумагой, карандашами, красками. Задача родителей в данном случае – вовремя заметить и поддержать интерес ребёнка, создать условия для развития изобразительной деятельности.

Для начала для ребёнка необходимо создать соответствующую развивающую среду. У него в комнате должны быть карандаши, краски, разноцветные мелки, пластические материалы, кисточки, бумага, альбомы. Материал, предоставляемый ребёнку, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования. Следует предоставить ребёнку возможность опробовать материал так, как он хочет. Сначала он может мять и рвать бумагу, катать карандаши. Здесь важно не блокировать, а продлить, закрепить интерес ребёнка к материалу, поддержать его разнообразные познавательные действия. Постепенно благодаря помощи взрослого у ребёнка появляется интерес к тому, чтобы использовать художественные материалы по назначению, получить некий результат. При этом не стоит навязывать ребёнку определённые способы действия, делайте это непринуждённо – в игре, свободной деятельности.

Пробудите в своём ребёнке интерес к экспериментированию, творчеству. Покажите, как можно смешивать краски, какие интересные цвета можно таким образом получать. Предложите ребёнку рисовать не только карандашами, фломастерами, красками, но и пальчиками, используя пальчиковую краску, кусочками поролоновой губки, пропитанной краской. Маленькие дети получают огромное удовольствие от этого процесса, тем более что до 3-4 лет ребёнок ещё не умеет держать карандаш, кисточку. Не ограничивайтесь обычными альбомами и раскрасками, дети могут рисовать на бумаге разных цветов и размеров, на ткани, дощечках и прочих материалах. Положите большой лист ватмана на полу, организуйте совместное рисование детей. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания совместной деятельности.

Стимулируйте развитие воображения ребёнка. Предложите ребёнку неопределённые изображения, пусть он придумает, на что они похожи и дорисует недостающие части. Используйте различные заготовки в виде животных, которые затем ребёнок может раскрасить.

Очень хороший приём – использование в изобразительной деятельности игровых и сказочных сюжетов. Например, придумайте историю про котёнка, нарисуйте его и предложите ребёнка нарисовать для него домик, пусть ребёнок нарисует заборчик для цыплят, чтобы их никто не украл и т.п.

Наполните жизнь своего ребёнка новыми впечатлениями от красивых удивительных мест, покажите ему необычные явления природы. Если жизнь вашего ребёнка полна впечатлениями, то ему захочется как-то выразить свои чувства, например нарисовать увиденное.

Также необходимо побуждать ребёнка к лепке из пластилина, глины, теста, помогать им создавать простые формы из этих материалов. Вылепленные фигурки ребёнок может раскрасить, украсить разнообразными материалами. Полученные предметы также могут быть элементами игрового сюжета ребёнка (например, фрукты для куклы).

Познакомьте ребёнка с разнообразными способами изгтовления аппликаций, коллажей, панно, используя разноцветную бумагу, природный и бросовый материал (листья, веточки, семена, крупы, кусочки ткани, ваты и пр.)

Очень важно отношение взрослого к продуктам творчества ребёнка. Стоит хвалить ребёнка за старания, с уважением относиться к тому, что у него получилось, выражать своё искреннее отношение к работам ребёнка. Не стоит убирать в дальний ящик то, что сделал ребёнок, устройте небольшую выставку работ ребёнка, повесьте на стенах его рисунки, – всё это будет способствовать развитию у ребёнка положительного самоощущения и стимулировать творческие проявления.

Для развития музыкальной культуры ребёнка будет хорошо, если в вашем доме часто будет звучать музыка, при этом это не обязательно должна быть только классическая музыка, старайтесь заметить, какая музыка нравится вашему ребёнку. Пойте вместе с ребёнком, учите его двигаться под музыку, пусть в его игрушках будут разнообразные музыкальные инструменты, чтобы он имел возможность познакомиться с их звучанием. Побуждайте ребёнка ассоциировать характер звучания инструмента с теми или иными образами.

Таким образом, не оставляет сомнения, что умение чутко воспринимать прекрасное, видеть красивое в обыденном, наслаждаться необычностью окружающего мира и выражать то, что мы чувствуем, в художественной форме, – это путь к счастливой, полной впечатлений, яркой, творческой жизни. И начинать процесс творческого развития, самореализации стоит с самого раннего детства, поскольку это период наибольшей чувствительности, сензитивности к воздействиям извне. И не стоит забывать, что главным проводником в мир эстетики и искусства для ребёнка является взрослый.

Вернуться в раздел “Психология каждому”

Записаться на прием к детскому психологу Сутулиной Анне.