/     /  
Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

2. Знаковые опосредователи мышления

Ранее было показано, что в современной психологии мышление рассматривается как знаковый дериват внешней предметной деятельности. Такое понимание неизбежно ставит проблему о знаках, при помощи которых совершается речевое мышление. В связи с этим общим местом многих работ о языке и мыш­лении становится утверждение, что проблема соотношения язы­ка и мышления трансформируется в проблему соотношения знаковых опосредователей мышления.

Такой трансфорсмации способствовали, в частности, иссле­дования сенсомоторного интеллекта Пиаже, исследования мышления в рамках патологического подхода [Лурия 1973, 1975; Furth 1966], исследования визуального мышления, приведшие к формированию психологической семиотики [Гамезо, Рубахин 1982], а также многочисленные работы о средствах презентации информации в памяти человека.

Исследования генезиса интеллекта у ребенка дали возмож­ность Пиаже сформировать такой конструкт, как сенсомоторный интеллект, в ходе становления которого у маленького ре­бенка возникает символическая функция, а это понятие существенным образом меняет проблему языка и мышления, пере­водя ее в несколько иной план, позволяя говорить уже не только о языке как средстве, обладающем символической функ­цией, но и о целом спектре знаковых опосредователей мышления, в том числе и о схеме самого действия как знаке класса действий.

Патологический подход к исследованию мышления с неиз­бежностью подталкивает к выводу о множественности знако­вых опосредователей мышления, так как в поле зрения иссле­дователя попадают люди, не владеющие человеческим языком, но совершающие мыслительные действия.

В исследованиях, ведущихся в рамках психологической семиотики, экспериментально было показано, что языковые знаки не являются единственными опосредователями мышле­ния; более того, был сделан вывод, «что каждый тип задачи требует использования (и для постановки задачи, и для описа­ния условий, и тем более для ее решения) адекватной систе­мы знаков, соответствующих знаковых моделей» [Гамезо, Ру­бахин 1982, 31].
Однако еще до сих пор можно встретить утверждения о том, что язык является единственным средством мышления. В более общей и менее ясной форме это утверждение принимает вид, когда «мышление и язык находятся в диалектическом един­стве».

Мы не будем повторять критику этого тезиса [Щедровиц- кий 1957; Леонтьев А. А. 1977; Серебренников 1977], а толь­ко укажем на гносеологические основания возникновения ут­верждения о вербальности мышления.
Как мы уже указывали выше, проблема мышления и средств его осуществления может решаться на методологиче­ском уровне, где мышление фигурирует в значении «познания», и на уровне специальных дисциплин — в психологии, лингви­стике, психолингвистике, где термин «мышление» употребляет­ся в значении процесса получения знания, в значении процес­са решения задачи. На методологическом уровне, где иссле­дователь имеет дело только с продуктом, результатом процес­са познания, абстрагированном от процесса познания и зафик­сированном в языковой форме, утверждение о вербальности мышления, понимаемого как познание, не создает трудностей. Другое дело, когда попытка решения проблемы языка и мыш­ления предпринимается на уровне специальной дисциплины, где исследуется процесс мышления. Экспериментальные дан­ные, полученные в психологии, вступают в противоречие с ут­верждением о единственности языка как средства мышления.

На страницах журнала «Известия АН СССР. Серия языка и литературы» в 1977 г. была проведена дискуссия на тему «Язык и мышление», где были представлены две противопо­ложные точки зрения на взаимоотношение языка и мышления. Названия статей Г. В. Колшанского «О вербальности мышле­ния» и Б. А. Серебренникова «К проблеме „язык и мышление” (всегда ли мышление вербально?)» ясно говорят о занимае­мых позициях. Примечательное в этой дискуссии, на наш взгляд, заключается в том, что исходные тезисы дискутантов оказались неуязвимыми, так как эти работы принадлежат к разным уровням и ориентированы на различные онтологические картины.

Статья Г. В. Колшанского принадлежит к методологическо­му уровню познания, это типичная философская работа. Статья Б. А. Серебренникова — это попытка решить проблему сред­ствами специальных дисциплин — психологии и лингвистики. В отличие от Г. В. Колшанского Б. А. Серебренников анали­зирует сам процесс мышления, а не только его конечный, за­фиксированный при помощи языка результат. Естественно, в распоряжении Б. А. Серебренникова оказываются доказатель­ства того, что язык является не единственным опосредователем мыслительной деятельности.

Прежде чем перейти к анализу проблемы знаковых опосредователей мыслительной деятельности, укажем на одно терминологическое недоразумение, возникшее однажды в мате­риалах дискуссии по проблемам языка и мышления, организо­ванной Г. Ревешем [Revesz 1954], и проникшее в более поздние работы.

Открывая дискуссию, Ревеш поставил на обсуждение во­прос: «Может ли быть мышление без речи?» Уточняя далее проблему, он в своем докладе формулирует этот вопрос не­сколько иначе: «Может ли быть неречевое (бессловесное — по его формулировке) мышление?» и «Может ли быть незнаковое мышление?». На первый вопрос он отвечает положительно: да, может быть мышление, которое не опосредовано языковыми знаками. На второй вопрос он дает отрицательный ответ: мышление должно опираться на знаковые субституты предмет­ной деятельности.

Но терминология Ревеша может ввести в заблуждение не слишком внимательного читателя: неречевое мышление он называет бессловесным (Wortloses Denken), а незнаковое мыш­ление— неязыковым (Sprachloses Denken), предварительно оговорив, что речевое мышление он выводит за пределы язы­кового, т. е. за пределы знакового.

Таким образом, по Ревешу, мышление должно быть опо­средовано знаками —языковыми и неязыковыми, но языком он называет любую знаковую систему — алгебраические сим­волы, письменные знаки любого вида, геометрические фигуры, если они употребляются с той же целью, что и слова естест­венного языка [Там же, 11]. Поэтому когда он пишет, что не может быть неязыкового мышления, то это нужно понимать как утверждение, что мышление должно опираться на те или иные знаки.

Знаковый жест – предыдущая | следующая – Полиморфность мышления


Исследование речевого мышления в психолингвистике


Консультация психолога при семейных проблемах


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)