102. Учение о бессознательном и клиническая психотерапия: постановка вопроса (психологическая защита)

3. Бессознательное стремление “растворить” свое душевное напряжение в различных выразительных движениях и действиях

Эта форма психологической защиты характерна для сангвинических (циклоидных) натур. Мы нередко видим и вне клиники, как выразительно, с богатой жестикуляцией “шумит” рассерженный чем-то сангвиник, как в выразительных, но естественных движениях горя он способен “выплакать” или выговорить в подробностях собеседнику свою обиду и как эти интенсивно-выразительные разряды смягчают аффективное напряжение.

4. Злобно-агрессивная (дисфорическая) защита

Эта форма смягчения душевного напряжения особенно свойственна эпитимным, эпилептоидным личностям. Она наблюдается и у органиков. Как часто приходится психиатру слышать от близких эпилептоида, что еще в детстве делался он веселее, спокойнее, если помучает какое-либо животное или насекомое.

5. Астенический вариант психологической защиты

Это – свойственная людям астенической (в широком смысле) конституции способность защищаться от травмирующей ситуации невротической реакцией, выражающей собой пассивно-оборонительный уход, с признанием несостоятельности. Известное психастеническое стремление устраняться без борьбы от неприятностей, уйти на менее выгодную должность, раз трудно, хлопотно пребывать на более выгодной, есть одно из более сложных и осознанных выражений именно этого варианта защиты.

6. Стремление отрешиться от забот, уйдя в “первобытное” состояние, “растворяясь” среди природы, чувствуя свое родство с ней, с животными, растениями

Эта форма защиты наблюдается иногда у шизотимных, шизоидных, шизофренических субъектов.

Мы наметили здесь лишь некоторые (далеко не все) психопатологические феномены, в которых проявляется психологическая защита. Так, например, мы совершенно не затронули в этом плане проблему навязчивостей и сверхценных образований [2]. Думается, однако, что сказанного достаточно, чтобы поставить вопрос: не следует ли пограничный психиатрический материал, а, может быть, и некоторые аспекты большой психиатрии, пересмотреть под углом зрения понятия психологической защиты? Элементом общим для психопатий, неврозов, реактивных состояний, процессов патологического развития являются направляющие клиническую картину различные патологические формы психологической защиты. В случае психопатии врожденные патологические защитные психологические реакции затрагивают преимущественно личностный аспект поведения. В случае невроза психологическая защита, не вполне осознаваемая больным, возникает в ответ на психические травмы, значимые для больного, и ощущается и рассматривается им как нечто чуждое его собственному миросозерцанию, желаниям (раздражительная слабость с вегетативными расстройствами при неврастении; кардиофобия при неврозе навязчивых страхов и т. д.). О том, что при неврозе “личность принимает ту или иную защитную реакцию”, писал, в частности, Н. В. Иванов [7, 355]. В клинической картине реактивного состояния отчетливо звучит содержание психической травмы; больной, как правило, в отличие от невротика, превосходно знает, чем вызвано его болезненное состояние (о чем тоскует, чего и почему боится и т. д.), т. е. здесь больше сознательной переработки переживаний.

Намеченные формы психологической защиты тесно связаны с различными психофизиологическими конституциями и представляют собой глубинные защитные стереотипы реагирования организма. Их зависимость от характера психической травмы опосредуется “личностной значимостью” характера травмы для субъекта. Сложностью человеческих характеров, существованием еще не описанных “промежуточных” нормальных и патологических типов характера объясняется то, что указанные нами формы психологической защиты могут каким-то образом сочетаться у конкретного субъекта. Это обстоятельство следует всегда учитывать в целях большей эффективности целенаправленного психотерапевтического вмешательства. Отсюда следует, что каждому больному показана своя, индивидуальная психотерапия, исходящая прежде всего из понимания психогенеза его болезненного состояния, из того, как сама природа, какими средствами психологической защиты пытается тут помочь. В этой связи, например, йоговские упражнения и некоторые зен-буддистские психотерапевтические приемы могут быть полезны преимущественно в случаях шизоидной и шизофренической патологии, так же как суггестия незаменима во многих случаях истерических моносимптомов. Taк же, как психастенику для душевного облегчения, укрепления необходимо строгое в своей точности познание себя и других, так и шизоидному психопату или шизофреническому больному помогает в занятиях психической саморегуляцией попытка внять “сверхлогическому” “языку природы”. Если психастенику полезно иногда приемами лечебного самовнушения тренироваться в “сооружении” психологической защиты на случай экзамена, возникновения неприятной обстановки и т. п., то в случаях невротического состояния, развившегося на тревожно-сангвинической почве, полезно дать больному возможность катарсически отреагировать на неприятность в плаче или вообразить сцену мщения (в духе известной сказки, в которой цирюльник, сунув голову в яму, накричался в поле всласть, что у царя, которого он брил, ослиные уши).

Психологическая защита тем сложнее, чем сложнее психически субъект, она включает в себя защитно-сознательные моменты (например, вполне осознанное стремление психастеника огораживаться от знакомств, дабы меньше было обязательств, просьб, “душевной суеты” и т. п.), но в своей основе она всегда проникнута работой бессознательного в формах, сообразных с душевным складом субъекта.

Психотерапевту надо чаще себя спрашивать: что стало бы с таким-то человеком, если бы его психологическая защита не обеспечила ему уход от тяжелой психотравмирующей обстановки в истерическое состояние? Что сталось бы, если бы в другом случае не открылся “клапан” кардиофобии? Подобные вопросы могут быть плодотворными как для разработки новых психотерапевтических и психопрофилактических методик, так и для более глубокого проникновения в законы душевной жизни человека.

Природа, в том числе человеческая, всегда “мудрее” человека. Врач должен поэтому постоянно “подглядывать”, как врачует сама природа, чтобы помогать ей в меру возможностей науки и искусства.

 

 душа – предыдущая | следующая – патогенетическое

Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Том II

консультация психолога детям, подросткам, взрослым