Автор: М.С. Егорова
Москва, Россия
Предложенный А.Р. Лурия подход к анализу возрастной динамики генотип-средового соотношения как результата качественной перестройки пхологической функции и механизмов ее регуляции указывает, в частности, особое значение периодов перестройки психологических функций. Анализ изменений, происходящих в критические периоды развития, и их адаптивная функция и были предметом нашего исследования.
В нашем лонгитюдном исследовании прослеживалась динамика возрастных изменений генотипических и средовых влияний на вариативность показателей интеллекта. Испытуемыми были близнецы, которые за время эксперимента обследовались 5 раз: первый раз до начала школьного обучения возрасте от 6 до 7 лет, далее в 7-8 лет, 9,5-10 лет, 13-14 лет, 16-17 лет. В качестве критических периодов развития рассматривалось начало школьного учения и период вступления в пубертат.
Таблица 1. Компоненты фенотипической дисперсии, определяющие вариативность показателей психометрического интеллекта
Примечание к таблице: нули и запятые, отделяющие десятичные знаки, опущены. показатель наследуемости, с2 – показатель общей среды, е2 – показатель различающейся среды. |
Величины компонент фенотипической дисперсии для показателей вербального и общего интеллекта, вычисленные на основании полученных данных, представлены в таблице и свидетельствуют о нелинейном изменении воздействия генотипа и общей среды на вариативность показателей вербального и общего интеллекта. При этом интересующие нас возраста (7 и 13 лет) характеризуются некоторым снижением показателя наследуемости (h2) и высокими значениями общесредового влияния на вариативность интеллекта (с2).
В этих же возрастах отмечается увеличение дисперсии показателей интеллекта (по сравнению с дисперсией в 6, 10 и 16 лет), а также снижение уровня взаимосвязей показателей интеллекта друг с другом (Егорова, Зырянова, Пьянкова, 1993) и с иными характеристиками когнитивной деятельности – с её более частными показателями (Зырянова, 1998), креативностью (Егорова, 2000), когнитивными стилями (Егорова, Зырянова, 1997), что часто наблюдается в периоды перестройки психологических функций и обычно объясняется тем, что формирование индивидуальных различий в периоды резкого изменения условий развития в большей степени подвержено влиянию случайных факторов, чем в периоды относительной стабилизации.
В связи с этим представляется обоснованным поставить вопрос о том, каким образом эти случайные факторы влияют на развитие: способствуют успешному развитию, препятствуют ему или же с равной вероятностью могут и способствовать, и препятствовать развитию?
Для ответа на этот вопрос из выборки МЗ близнецов были сформированы две фуппы. В одну вошли МЗ близнецы, имеющие более высокий интеллект в своей паре (которые оказались «умнее», чем их со-близнецы), во вторую – МЗ близнецы, которые имели более низкий интеллект в паре. В каждой группе были подсчитаны корреляции между уровнем интеллекта и внутрипарной разностью показателей интеллекта. Сопоставление коэффициентов корреляции, полученных на двух группах (более «умных» и менее «умных»), дает представление о степени асимметрии влияний различающейся среды и показывает, в одинаковой ли степени средовые условия, различающиеся у партнеров близнецовой пары, влияют на более «умных» и менее «умных» близнецов.
Учитывая тот факт, что влияние средового контекста (и в особенности различающейся среды) в значительной степени меняется с возрастом, мы предположили, что соотношение внутрипарных разностей и уровня интеллекта может меняться по мере развития, и рассмотрели в нашей работе степени асимметрии средового влияния в разных возрастах (от 6 до 16 лет).
Прежде всего мы сравнили результаты (коэффициенты корреляции внутрипарной разницы и уровня интеллекта), полученные в каждом возрасте.
В первых трех возрастах, от 6 до 10 лет, корреляции оказываются выше в группе МЗ близнецов с более высоким интеллектом, т.е. различающаяся среда в большей степени повышает интеллект более «умных», чем снижает интеллект менее «умных». В 13 лет влияние различающейся среды становится практически симметричным, а в 16 лет появляется слабо выраженная тенденция к изменению направления средовых влияний: теперь они, скорее, снижают интеллект у менее «умных», чем повышают у более «умных». Иначе говоря, существует некоторый средовой фон, определяемый общей средой, который обеспечивает интеллектуальное развитие детей в семье. То, что возникает сверх этого общего фона (помимо влияния общей среды) и по каким-то причинам становится значимым только для одного ребенка (различающаяся среда), действует по-разному в разных возрастах: и младших – способствует повышению интеллекта, а в старших – понижению, т.е. в младших возрастах различающаяся среда является дополнительным источником развития, а в старших – причиной, тормозящей развитие.
отечественная психогенетика – предыдущая | следующая – различия по интеллекту
А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание