Весьма существенны социальные аспекты и для самой возрастной психологии. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не варьировало бы в зависимости от социально-классовых и средовых факторов. Любое научное исследование должно учитывать, в числе прочих обстоятельств, социальное происхождение юноши, род занятий и уровень образования его родителей; особенности его социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структуру и материальное положение семьи; его собственное социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза, рабочий и т. д.). Отсюда — необходимость тесной кооперации психолога с социологом как на уровне сбора, так и на уровне интерпретации данных. Психологические данные очень часто отражают влияния социальных переменных, и наоборот.
Третья группа факторов, которые должна учитывать возрастная психология,— это исторические различия и различия между поколениями. По определению Б. Г. Ананьева, «жизненный путь человека — это история формирования, развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определейного поколения»[1]. Возрастная психология измеряет изменения, происходящие с индивидом, через определенные события его жизни, которые она соотносит с его хронологическим возрастом. Эти события могут быть по своей природе биологическими (появление вторичных половых признаков или начало облысения), психологическими (появление или утрата каких-то способностей, изменение временной перспективы и т. п.) или социальными (окончание средней школы, вступление в брак, выход на пенсию).
Изменяется не только индивид, но также и общество, в котором он живет. Методологически неискушенный психолог, измерив и сравнив какие-то показатели 8-, 15-, 20-, 40- и 60-летних людей, воображает, что тем самым он получил картину возрастных изменений. Однако эти различия могут быть обусловлены не возрастными процессами, а историческими изменениями, современником и участником которых является изучаемый человек. Каждый исторический период накладывает свой отпечаток на людей, особенно на тех, чья личность в это время только еще формируется.
Современники определенной эпохи, принадлежащие к одному символическому поколению, не обязательно являются сверстниками. «Поколение Великой Отечественной войны» включает и тех, кому в 1941 г. было 17 лет, и тех, кому исполнилось 25. Однако жизненный путь тех, кто пошел на фронт прямо со школьной скамьи, не успев приобрести ни профессии, ни семьи, существенно отличался от судьбы тех, кого война застала уже взрослыми. Совокупность людей, родившихся в один и тот же момент времени, демографы называют когортой, а сопоставление жизненного пути двух или нескольких когорт называется когортным анализом.
Когортные различия очень существенны для возрастной психологии. Нельзя, например, сравнивать поведение и уровень развития современных старшеклассников и их сверстников 1940-х или 1930-х годов, не учитывая влияния акселерации. Выбор профессии зависит, в числе других обстоятельств, от соотношения количества молодых людей, оканчивающих в данном году среднюю школу, и количества рабочих мест и вузовских вакансий. В 1950 г. число оканчивающих среднюю школу и число принимаемых на дневные отделения вузов составляло 1:1, т. е. каждый десятиклассник мог рассчитывать на поступление в вуз. В 1970 г. это соотношение выглядело уже как 4:1, т. е. поступал в вуз только каждый четвертый. Это не могло не отразиться на жизненных планах и ценностных ориентациях соответствующих когорт.
Возрастные различия можно считать показателями индивидуального развития только в том случае, если они соотнесены с историческими и когортными различиями.
Четвертое измерение, которое должна постоянно учитывать возрастная психология, составляют дифференциально-психологические различия.
Психология часто говорит о «среднем», или «типичном», юноше. Но «среднестатистического» юноши на самом деле не существует. Прежде всего налицо существенные половые различия, которые, к сожалению, часто недооцениваются в нашей психологин и педагогике. Описываемая учеными формирующаяся личность порой вообще ие имеет пола, не является ни мальчиком, ни девочкой. Между тем возрастные изменения имеют смысл только в соотнесении с полом, и наоборот. Речь идет не о половых и возрастных, а о половозрастных свойствах.
Не менее существенны вариации индивидуально-типологического порядка, производные от особенностей организма или типа личности. Это могут быть либо устойчивые особенности индивида и личности, сохраняющиеся на всем протяжении его жизненного пути (например, физическая конституция), либо временные свойства, характеризующие протекание процессов развития на определенной фазе (например, темп роста или полового созревания).
__________________________________________________________________________________
[1] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968, с. 104—105.