На предыдущих стадиях работа ведется только с устной речью, письмо и чтение не подключаются, так как эти формы речи произвольные и осознанные. Весь смысл предыдущих стадий сводился к переключению внимания больного с произносительной стороны речи и перевода его на смысловой уровень, а также и менее произвольный уровень реализации речи.
Задачей четвертой стадии обучения является восстановление умения звукоартикуляторного анализа слов. Основным методом работы на этом этапе является ритмическое выделение элементов слова путем отстукивания его слоговой структуры с упражнениями в напевном проговаривании слова.
И только на этой четвертой стадии можно и нужно подключать письмо и чтение как методы обучения устной речи. Особое значение на этой стадии приобретает работа по выделению звукобуквенного состава отрабатываемых слов, с опорой на буквы разрезной азбуки, из которых больной сначала должен сложить услышанное им ритмически «простое» слово, записать его, прочитать и лишь после всех этих предварительных операций самостоятельно произнести его. Наиболее важным результатом этой стадии является спонтанное появление в словаре больного «своих», ранее не отрабатывавшихся слов.
Только после описанных форм работы, являющихся важным звеном восстановления экспрессивной речи, можно переходить к восстановлению собственно кинестетических схем артикуляций, нарушение которых является центральным симптомом для больных с афферентной моторной афазией.
Задача пятой стадии восстановительного обучения заключается в том, чтобы дать больному возможность от умения вычленять звукобуквенные элементы слова перейти к умению их артикулировать. С этой целью в восстановительном обучении применяются все те приемы, которые могут обеспечить множество дополнительных афферентаций с сохранных анализаторов. Одним из известных и широко применяемых приемов является имитация поз артикулярного, аппарата педагога с контролем собственных движений губ и языка через зеркало, а также активная работа по нахождению нужных поз губ и языка с опорой на оральный образ и специальные логопедические схемы, на которых изображены положения губ и языка, необходимые для произнесения того или другого звука. Эта активная отработка артикулем происходит также с помощью зеркала, обеспечивающего включение зрительного анализатора в речедвигательный процесс. Не менее эффективными средствами отработки четкости произнесения отдельных звуков является выделение звука из слова, уже имеющегося в активном словаре больного. Очень полезна при этом опора на соответствующие таблицы, на которых изображены привычные, упроченные в опыте ситуации, смысл которых обычно выражается одним-двумя звуками.
Важное значение приобретает отработка артикуляции одних и тех же звуков при их различной позиции в слове, иначе говоря, отработка позиционных вариантов артикулем. Известно, что артикуляторный механизм произнесения звука меняется в зависимости от его положения внутри слова (кит — кекс — окно — кулак). Поэтому отработка позиционных вариантов артикуляции одного и того же звука в разных слогах имеет большое значение. Известный лингвист А. Д. Реформатский писал, что «…есть фонетические явле-ния как свойства самих фонем и есть то, что накладывается на фонемы от позиций, от “условий” существования фонем в морфемах и словах» (1957. С. 101). Он считал, что не только сами фонемы, но и их позиция соотнесены со смыслоразличением.
Важным моментом в восстановлении экспрессивной речи является и сличение собственного произнесения звуков или слов с их нормальным произношением. Это возможно с помощью записи звуков, слов, а позже и фраз, произносимых больным и здоровым человеком, на магнитофонную ленту; эта запись выступает в данном случае в роли обратной афферентаций и создает тем самым благоприятные условия для восстановления четкости произносительной стороны речи. Работа над восстановлением артикулем занимает центральное место при обучении больных с афферентной (кинестетической) моторной афазией, и переход к восстановлению структуры фразы или целого высказывания здесь не представляет существенной трудности. Поэтому и при работе над восстановлением фразы у больных этой группы, основной задачей обучения остается преодоление речедвигательных дефектов, а также аграмматизма.
Изучение грамматики речи и ее изменений при афазии показало следующую картину. Аграмматизм при афферентной моторной афазии проявляется в пропусках (предлогов, местоимений и союзов). Наиболее выраженной формой аграмматизма являются пропуски предиката и объекта. Для всех форм афазии и для рассматриваемой формы характерно нарушение структуры предложения как со стороны избыточности грамматической конструкции, так и в результате нарушения расположения элементов фразы.
Что касается нарушения грамматической формы слова; то при комплексной моторной афазии наиболее характерными (в порядке убывающей выраженности) оказались следующие нарушения: нарушение падежного склонения существительных («И мальчика грустно»), употребление существительных в нулевой форме (это характерно только для мол торных и динамической форм афазии). Пример: «Снег много. Я был четыре года город Воркуте». Ошибки — в падежных склонениях прилагательных, в родовых окончаниях прилагательных, в изменении числа существительных и др. Поэтому на стадии, задачей которой является восстановление произнесения предложений, целых высказываний, необходимо обратить внимание на аграмматизм и специально работать над его преодолением. Однако это не является специальной задачей. Вначале работа ведется над восстановлением произнесения текста; работа над аграмматизмом не должна быть предметом внимания больного, его внимание должно быть привлечено к созданию и свободному произнесению фраз.
6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение) – предыдущая | следующая – 6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)
Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.