II. Гностические процессы (продолжение)

2. Воображение

Представления

Физиологической предпосылкой воображения и памяти являются отпе­чатки (энграммы) впечатлений в коре головного мозга.

Психологически представлениями называем образы предметов или событий, которых в данный момент мы не воспринимаем (с помощью органов чувств). Мы говорим об «образах» предметов или явлений, со­бытий потому, чтобы могли их отличить от мышления о предметах или явлениях. Представление приближается к восприятию (именно потому, что физиологической предпосылкой являются энграммы). Поэтому ино­гда представления определяют как «восприятия без внешнего раздражи­теля».

В связи с тем, что они не являются прямым отражением, в смысле интенсивности они будут менее сильными, менее ясными, чем воспри­ятия, будут отрывочными, непостоянными, изменчивыми. Они не явля­ются лишь репродукцией восприятий, поскольку их одновременно не­возможно отторгнуть от всего нашего опыта. До определенной степени они даже могут быть и обобщением, сделанным на основе абстракции имеющегося опыта (я могу представить себе не только совершенно определенного коня, которого, например, видел в детстве, но и коня, являющегося воображением, но одновременно и итогом опыта, генера­лизацией, обобщением ряда представлений. При этом говорим об об­щем представлении. От него путь ведет к понятиям).

Поэтому обычное отличие представления от восприятия на основе меньшей ясности, интенсивности, постоянства, большей бедности содер­жания и недостатка пространственной локализации (типичной для вос­приятий) является только весьма приблизительным и в значительной степени механическим общим отличием. И из опытов Пшоника, напри­мер, известно, что реакция на представление сенсорного восприятия мо­жет быть более интенсивной чем само восприятие, так как в некоторых случаях (эмоциональное предубеждение) представление может быть еще более отчетливым, чем само восприятие.

Представления необходимо отличать от персеверирующих образов или от персеверирующих представлений, представляющих собой про­явление инертности первых процессов. Например, если мы целый день  собираем малину или долго ищем грибы, или работаем целый день с цифрами, то вечером перед сном у нас перед глазами появляется мно­жество малины, грибов, цифр. В состоянии покоя они появляются легче потому, что они не подавляются в это время более сильными раздражи­телями.

Аналогично этому следует отличать представления от так называ­емых наглядных образцов, которые в современной психологии называ­ют единым термином «эйдетические представления». Они были деталь­но изучены марбургским психологом Эрихом Йеншем, хотя на их суще­ствование уже в 1907 году обратил внимание Урбанчич. Иногда также говорят о «памяти органов чувств», потому что эти представления по своему характеру приближаются к «точности» и ясности восприятия с помощью органов чувств. Эйдетик «видит», например, свое предста­вление настолько ясно, что он способен переместить коляску на образе (в своем воображении) на несколько плиток дальше и точно сказать, где она теперь будет стоять и т. п. Автор «Холопов» Ст. Реймонт забавлял своих друзей тем, что ему было достаточно кратковременного раздраже­ния – беглого взгляда на варшавскую площадь, чтобы, отвернувшись, он точно описал все детали, что совершенно невозможно было объяс­нить лишь обычным представлением. Эйдетические задатки чаще всего встречаются в возрасте 10-15 лет (у нас изучением их занимался психо­лог Ферд. Кратина).

Мы можем себе представить данные всех органов чувств, но инди­видуальные различия воображения обусловлены именно преобладанием представлений, происходящих от какого-нибудь одного органа чувств.

Наиболее легко мы можем определить три типа воображения:

1.Визуальный (зрительный) тип: чаще всего вызываются зрительные представления. При учебе индивид представляет себе страницы в кни­ге, проектирует свои представления в пространство и т. п.

2. Аудитивный (слуховой) тип: наиболее легко и наиболее отчетливо вы­зываются слуховые представления. Индивид представляет себе тембр голоса человека, о котором он думает, ритм и течение его речи. Из­вестно, что Моцарт отличался исключительной способностью к слу­ховым представлениям – он сумел после одного прослушивания кон­церта записать по памяти его партитуру.

Индивид слухового типа учится вслух; написанные слова, имеющие решающее значение для представлений оптического типа, он должен иногда повторять xo’i я бы потихоньку, если лишен возможности про­износить их громко вслух.

3. Моторный (подвижной) тип, проектирующий свои представления в область движений. Ритм песни он выстукивает пальцами или ногой; представляет себе оркестр, «дирижируя» им. Наиболее яркими пре­дставителями этого типа являются танцоры, художественные гимна­сты; каждое представление, даже самое сложное, они способны пере­воплотить, выразить движением.

иллюзии – предыдущая | следующая – синестезии