2. Воображение
Представления
Физиологической предпосылкой воображения и памяти являются отпечатки (энграммы) впечатлений в коре головного мозга.
Психологически представлениями называем образы предметов или событий, которых в данный момент мы не воспринимаем (с помощью органов чувств). Мы говорим об «образах» предметов или явлений, событий потому, чтобы могли их отличить от мышления о предметах или явлениях. Представление приближается к восприятию (именно потому, что физиологической предпосылкой являются энграммы). Поэтому иногда представления определяют как «восприятия без внешнего раздражителя».
В связи с тем, что они не являются прямым отражением, в смысле интенсивности они будут менее сильными, менее ясными, чем восприятия, будут отрывочными, непостоянными, изменчивыми. Они не являются лишь репродукцией восприятий, поскольку их одновременно невозможно отторгнуть от всего нашего опыта. До определенной степени они даже могут быть и обобщением, сделанным на основе абстракции имеющегося опыта (я могу представить себе не только совершенно определенного коня, которого, например, видел в детстве, но и коня, являющегося воображением, но одновременно и итогом опыта, генерализацией, обобщением ряда представлений. При этом говорим об общем представлении. От него путь ведет к понятиям).
Поэтому обычное отличие представления от восприятия на основе меньшей ясности, интенсивности, постоянства, большей бедности содержания и недостатка пространственной локализации (типичной для восприятий) является только весьма приблизительным и в значительной степени механическим общим отличием. И из опытов Пшоника, например, известно, что реакция на представление сенсорного восприятия может быть более интенсивной чем само восприятие, так как в некоторых случаях (эмоциональное предубеждение) представление может быть еще более отчетливым, чем само восприятие.
Представления необходимо отличать от персеверирующих образов или от персеверирующих представлений, представляющих собой проявление инертности первых процессов. Например, если мы целый день собираем малину или долго ищем грибы, или работаем целый день с цифрами, то вечером перед сном у нас перед глазами появляется множество малины, грибов, цифр. В состоянии покоя они появляются легче потому, что они не подавляются в это время более сильными раздражителями.
Аналогично этому следует отличать представления от так называемых наглядных образцов, которые в современной психологии называют единым термином «эйдетические представления». Они были детально изучены марбургским психологом Эрихом Йеншем, хотя на их существование уже в 1907 году обратил внимание Урбанчич. Иногда также говорят о «памяти органов чувств», потому что эти представления по своему характеру приближаются к «точности» и ясности восприятия с помощью органов чувств. Эйдетик «видит», например, свое представление настолько ясно, что он способен переместить коляску на образе (в своем воображении) на несколько плиток дальше и точно сказать, где она теперь будет стоять и т. п. Автор «Холопов» Ст. Реймонт забавлял своих друзей тем, что ему было достаточно кратковременного раздражения – беглого взгляда на варшавскую площадь, чтобы, отвернувшись, он точно описал все детали, что совершенно невозможно было объяснить лишь обычным представлением. Эйдетические задатки чаще всего встречаются в возрасте 10-15 лет (у нас изучением их занимался психолог Ферд. Кратина).
Мы можем себе представить данные всех органов чувств, но индивидуальные различия воображения обусловлены именно преобладанием представлений, происходящих от какого-нибудь одного органа чувств.
Наиболее легко мы можем определить три типа воображения:
1.Визуальный (зрительный) тип: чаще всего вызываются зрительные представления. При учебе индивид представляет себе страницы в книге, проектирует свои представления в пространство и т. п.
2. Аудитивный (слуховой) тип: наиболее легко и наиболее отчетливо вызываются слуховые представления. Индивид представляет себе тембр голоса человека, о котором он думает, ритм и течение его речи. Известно, что Моцарт отличался исключительной способностью к слуховым представлениям – он сумел после одного прослушивания концерта записать по памяти его партитуру.
Индивид слухового типа учится вслух; написанные слова, имеющие решающее значение для представлений оптического типа, он должен иногда повторять xo’i я бы потихоньку, если лишен возможности произносить их громко вслух.
3. Моторный (подвижной) тип, проектирующий свои представления в область движений. Ритм песни он выстукивает пальцами или ногой; представляет себе оркестр, «дирижируя» им. Наиболее яркими представителями этого типа являются танцоры, художественные гимнасты; каждое представление, даже самое сложное, они способны перевоплотить, выразить движением.