4. Волевой акт
Волевой акт начинается с импульса и предварительного представления о цели, с определения цели, продолжается борьбой мотивов (желаний), решимостью и заканчивается решением. Заключительным актом является исполнение (деятельность в собственном смысле слова, действие).
Следовательно, вплоть до решения речь идет о подготовительном периоде, а во второй фазе – о реализации, осуществлении решения путем действия, о преодолении препятствий с целью реализации задуманной цели, представления о цели.
Желание, борьба мотивов является «проникновением личности в ситуацию с неколькими возможными действиями», между которыми выбирается решение. Решением достичь определенной конкретной цели заканчивается этот динамически избирательный процесс принятия решения. Если индивид не может решиться, то не может и реализовать представление о цели, поскольку избирательный процесс не заканчивается: в качестве примера приведем известную басню о Буридановом осле, который так долго не решался сделать выбор между двумя охапками сена, что сдох. – «Обломов» Гончарова!
При выборе решения может произойти подавление сознательных тенденций инстинктами. Иначе это можно выразить так, что филогенетически более старые потребности начнут преобладать над филогенетически более молодыми потребностями (сексуальное влечение может, например, преобладать над культурными ценностями. Так же, как это’ бывает при алкоголизме).
И наоборот, мы видели на примере советских солдат, затерянных в течение многих дней в океане, вопреки всем историям о каннибализме всем делившихся друг с другом, которым вообщее не могла прийти в голову мысль сохранить свою жизнь ценой жизни другого – доказательство высокого духовного профиля, преобладающего над чисто биологическими потребностями.
Все исторические жертвы отдельных лиц ради прогресса человечества относятся именно к этому типу.
Под спонтанным решением мы понимаем сокращенный процесс волевого выбора. Так бывает в тех случаях, когда тенденции уверенности в себе бывают ослабленными или когда противоположные тенденции бывают очень слабыми (Рорахер).
Поиск решения требует определенных качеств личности, если он должен стать предпосылкой качественного решения (мы говорим также об индивидуальных свойствах воли). Это, например, устойчивый профиль ценностей, ответственность, самообладание, терпение, настойчивость, критичность, принципиальность и т. д.
Ясно, что воля и волевой акт теснейшим образом связаны с характером личности. Что касается вопроса свободы выбора решения (воли) и детерминизма, то можно сказать, что мы свободны в пределах своей несвободы в том смысле, что мы детерминированы, с одной стороны, конечными пределами, границами, своих возможностей, наследственностью, конституцией, а с другой стороны, общественными условиями, а также и тем, как и до какой степени познали те закономерности, которым мы подлежим. Так же как нам известно, что камень всегда падает на землю, поскольку на него действует гравитация, так же мы знаем и то, что для преодоления гравитации и выхода на орбиту вокруг Земли космонавтам необходимо приобрести космическую скорость. Хотя мы знаем пределы своих возможностей, но известно, что актуальное состояние далеко им не соответствует. Но было бы бессмысленным направлять свои усилия против закономерностей – в таком случае речь будет идти о бессмысленном оригинальничании, которое справедливо высмеял Гавличек. Если известно, что существуют закономерности памяти, было бы бессмысленным не использовать их. Свобода заключается именно в «послушности» закономерностей, но она, естественно, предполагает познание закономерностей. Из того, что человек хочет, осуществить можно лишь то, что человек может осуществить на основе того, чем он является.
Детерминистическое понимание психики и волн диалектически связано с принципом отвестственности здорового человека за свои поступки. Общественное познание вредности определенного действия (угроза жизни, здоровью и имуществу индивида и богатство и безопасность общества) привели к решению, что такое действие является наказуемым. Влияние них постановлений было, разумеется различным в зависимости от общественных формаций. Но общим у них было то, что они вкладывали и вкладывают в человеческую психику новое условие для ее активности, одного из наиболее существенных детерминирующих факторов. Моральная ответственность и законная наказуемость таким образом становятся как стимуляторами общественно положительных действий, так и тормозом отрицательных действий. Там, где такая детерминация не имеет воспитательного эффекта и не может улержать некоторых людей от осуществления общественно опасной деятельности, наказание является только предохранительной мерой, защищающей общество от повторных угроз.