II. I. Онтогенез и жизненный путь
Теоретико-методологические принципы комплексного изучения юности, как и других этапов жизненного пути, в советской психологии были сформулированы Л. С. Выготским.
Согласно его теории развития высших психических функций, конкретизировавшей положения К. Маркса о социальной сущности человека, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [1].
Однако в отличие от социогенетнческих концепций, рассматривавших развитие ребенка как результат воздействия «внешней», социальной, среды, Л. С. Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются.
Принцип единства социального и индивидуального четко выражен в предложенном Л. С. Выготским понятии «социальной ситуации развития». «Этим термином он обозначал то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу»[2].
Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития — натурального и социального.
В основе натурального ряда лежат биологически обусловленные процессы созревания и вообще онтогенеза. Но становление человека как субъекта деятельности и как личности осуществляется только в процессе его социализации. Социализацией марксистская социология называет те влияния «среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [3].
Фазы жизненного пути накладываются на этапы онтогенеза настолько тесно, что мы нередко не замечаем их различия и даже называем «возрастными» такие понятия, как «дошкольник» или «старший школьник», которые в действительности соотносятся с принятыми сегодня ступенями общественного воспитания, образования и обучения. Но эти два ряда изменений не тождественны. Как пишет Б. Г. Ананьев, «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях» [4].
Для переходного возраста гетерохронность развития особенно важна, так как именно из нее вытекают основные противоречия юношеской психологии. Эта гетерохронность не только объективный факт, детерминирующий положение и деятельность подростка, она должна рассматриваться также в связи с тем значением и личностным смыслом, которые она имеет для самой формирующейся личности. Важную роль при этом играет самосознание и «внутренняя позиция» личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды» [5].
Таким образом, чтобы содержательно раскрыть психологию юношеского возраста, нужно, во-первых, выделить возрастные особенности юности в натуральном ряду развития; во-вторых, осмыслить особенности социального положения юношества как возрастной группы и юности как специфической фазы социализации; в-третьих, рассмотреть, как эти два ряда процессов преломляются в психике и поведении личности.
[5] Божович Л. И. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968, с. 174.
моральное сознание – предыдущая | следующая – акселерантки