I. 3. Теории юности в зарубежной психологии (внутренний мир)

Развитие человека предполагает совместное действие врож­денных и средовых компонентов. Представители общества — воспитатели, родители — связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Если ребенок нуждается в эмо­циональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных потребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое общество имеет специфиче­ские институты, в рамках и посредством которых осуществляется социализация детей. Таким образом, хотя общая последова­тельность и главные задачи оснобиых фаз эпигенеза универ­сальны, инвариантны, типические способы разрешения этих за­дач варьируют от одного общества к другому. Общество делает индивида своим членом и подготавливает к выполнению опреде­ленных социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид разрешает встающие на его пути жизнен­ные задачи.

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

Первая фаза — младенчество. Ее главная задача — выра­ботать у младенца бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родитель­ская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляется чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т. п.

Во второй фазе — раннем детстве — у ребенка формируется чувство автономии и личной ценности или их противополож­ность— стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребенка, на­чинающийся с управления своими телесными отправлениями, дает ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.

Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что- то. Если это желание блокируется, у ребенка возникает чувство ннны. В этом возрасте решающее значение имеет групповая иг­ра, общение со сверстниками, позволяющее ребенку примерять на себя разные роли, развивать фантазию и т. д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемое как соот­ветствие правилу.

Главное новообразование четвертой фазы—школьного воз­раста— чувство предприимчивости и эффективности, способ­ность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребенка появляется чувство неполноценно­сти, которое первоначально возникает из сознания своей неком­петентности, неуспешности в решении каких-то конкретных за­дач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.

Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувст­ва своей идентичности, индивидуальности, непохожести на дру­гих, в отрицательном же варианте возникает противополож­ность— диффузное, расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития — «роле­вой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон вы­полняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные инте­ресы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.

Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением по­требности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтер­натива — чувство изоляции и одиночества.

Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — твор­ческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивно­сти проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т. д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (за­стоя ).

Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст, или старость — характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полно­ты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возра­ста— отрешенность и мудрость, т. с. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определенной высоты.

Работы Эриксона содержат много ценных наблюдений о раз­витии эмоций и самосознания в юности, а также о типичной для этого возраста психопатологии (расстройство временной перс­пективы, кризис идентичности и т. д.). Однако Эриксон так и не смог преодолеть абстрактных общих принципов фрейдизма, ста­вящего в основу психосексуальное развитие. Анализируя раз­витие эмоций и самосознания, Эриксон уделяет мало внимания интеллекту, который существенно влияет на содержание всех остальных психических процессов. Далее, он сплошь и рядом не различает осознание тех или иных психических состояний от их непосредственного переживания. Стадии эпигенетической модели Эриксона не всегда соотносятся с определенным хронологиче­ским возрастом; некоторые аспекты формирования идентично­сти, которые Эриксон относит к юности, фактически пережива­ются уже в подростковом возрасте.

Психодинамические теории пытаются объяснить развитие личности через имманентные, внутренне присущие ей чувства и влечения, имеющие в конечном счете природные, биологиче­ские истоки. Представители персонологинеской (личностной) ориентации, напротив, считают внутренний мир индивида прин­ципиально несводимым к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам. Ярче всего эта ориентация выра­жена в немецкой «понимающей психологии» 1920—1930-х годов.

По мнению Э. Шпрангера [1], автора влиятельной книги «Пси­хология юношеского возраста», главная задача психологии — познание внутреннего мира личности, который тесно связан с культурой и историей.

__________________________________________________________________________________
[1] См. о нем: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском воз­расте. М., Просвещение, 1968, с. 46—53.

биогенетический подход – предыдущая | следующая – биологическое и культурное созревание

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.