Иерархия видов искусства по выраженности интереса к ним у учащихся IX—X классов такова: первое место занимает литература, второе, со значительным отставанием, музыка, третье — кино, четвертое — театр и пятое — изобразительное искусство (посещение выставок, музеев и т. п.).
Та же иерархия предпочтений — на первом месте литература, на втором — музыка, на третьем — кино — выявлена А. И. Семашко и у студентов вузов Днепропетровска.
Если учесть не только «организованное» художественное потребление (посещение концертов, спектаклей и т. д.), но и его домашние формы (прослушивание пластинок, концертов по радио и телевидению), то роль музыки окажется, вероятно, еще выше.
С возрастом меняется не только отношение к разным видам искусства, но и тип предпочитаемых произведений. До VII класса подростки предпочитают в основном остросюжетные, фабульные произведения, приключения, детективы и т. д. Затем быстро нарастает интерес к произведениям проблемного, в том числе психологического, характера. Это касается как литературных произведений, так и кинофильмов. Однако сдвиги очень неравномерны. Интерес к искусству и всему циклу гуманитарных предметов у девочек во всех возрастах выше, чем у мальчиков. В средних и старших классах эта разница становится все более заметной. Сдвиг интересов от фабульно-приключенческой литературы к проблемно-психологической начинается у девочек в VI, а у мальчиков — только в IX классе, да и то далеко не у всех.
Переориентация с фабульно-приключенческой литературы на проблемно-психологическую связана с ростом самосознания и мировоззренческими поисками. Около 90 процентов ленинградских старшеклассников, опрошенных Т. Н. Мальковской, сказали, что именно книги впервые толкнули их к анализу внутреннего мира человека. Стадии развития читательских интересов в какой-то мере соответствуют стадиям роста самосознания. Подросток, осваивающий собственное «я», особенно любит книги и фильмы о сверстниках, школе. У юноши интерес к детским фильмам заметно снижается. По данным НИИ теории и истории кнно, наибольший интерес у старшеклассников вызывают фильмы о проблемах современности, не связанные непосредственно с жизнью школы, затем идут исторические, приключенческие и фантастические фильмы, а первое место в ряду предпочтений занимают фильмы о любви.
Личностные функции художественной литературы особенно важны. «Примеряя» на себя образы любимых героев, подросток не просто подражает им, но учится самоанализу. А. И. Герцен писал о героях Шиллера, что «лица его драм были для нас существующие личности, мы их разбирали, любили и ненавидели, не как поэтические произведения, а как живых людей. Сверх того, мы в них видели самих себя»[1]. Сегодняшние подростки и юноши точно так же «примеряют» образы Павки Корчагина, молодогвардейцев, Исаева-Штирлица и многих других героев литературы и кинематографа.
Популярность того или иного конкретного героя может зависеть от случайных обстоятельств: выхода на экран нового фильма, попавшейся под руку книги. Значительно важнее тип выбираемого героя и то, какую психологическую функцию он выполняет. Что именно привлекает юношу в данном герое — поступки, общественное положение или какие-то черты личности? Объясняется ли выбор тем, что юноша усматривает свое сходство с героем, или тем, что он видит в нем нечто недостающее у себя самого?
Личностное восприятие окрашивает и отношение к классической литературе.
Отвечая на вопрос о своем любимом литературном герое, многие старшеклассники называют Печорина. Это объясняется не просто влиянием школьной программы и малой начитанностью ребят. Изучение Лермонтова в школе совпадает с моментом развитая личности, когда у многих мальчиков впервые появляется потребность в самоанализе. Образ Печорина, именно из-за своей неоднозначности, актуализирует эту потребность, дает толчок работе самосознания. Юный Добролюбов мечтал в свое время «походить на Печорина» и одновременно «толковать, как Чацкий». А вот письмо сегодняшнего восьмиклассника: «Мне близок и понятен Печорин. То состояние, в котором находился он, нередко охватывает и меня. Бывает, находит такая скука, что я начинаю всех изводить чуть ли не до слез, и такое одиночество, такое смятение в душе, что не знаю, куда себя деть. На уроках, где мы разбирали «Героя нашего времени», у нас все чуть ли не перессорились. Одни считали его мерзавцем, другие — добрым человеком. Я не стал спорить из-за очевидности оценки: человек оценивается по результатам своей деятельности для общества, для людей. Что представлял Печорин в этом плане — ясно. Но не сочувствовать ему, не понимать его мятущейся души невозможно».
С возрастом это увлечение проходит, и печоринские черты в себе вызывают раздражение.. Восемнадцатилетний юноша из Орловской, области пишет «Алому парусу»: «Кто я такой?! Я не «герой нашено времени». Однако во мне чувствуется Печорин. К этому отношусь с раздражением. Порой хочется искренне ответить человеку — бац! — уже вылетает изо рта идиотская презрительная насмешка. Глупо все получается… А ведь в школе, когда проходили Лермонтова, обожал Печорина, Парадокс?!»
Парадокса нет. Есть просто желание преодолеть определенную-фазу развития собственной личности. Печорин помог лучше увидеть себя и задуматься о неоднозначности собственного «я»; теперь пришла пора выбрать в нем главное, покончив с ненужной уже рисовкой.
Прояснение юношеского «я» под влиянием литературного образа хорошо раскрывает У. Пленцдорф в повести «Новые страдания юного В.». Что общего у героя этой повести, 17-летнего Эдгара Вибо, с гетевским Вертером? Когда Эдгару случайно попалась эта книга, все в ней показалось ему «мурой». И то, что «этот тип», Вертер, «продырявил себе арбуз, потому что не получил бабу, какую хотел», и то, что он «уж так сам себя жалеет»,— «все из пальца высосано. Чушь одна! А стиль! Куда ни плюнь, все душа, и сердце, и блаженство, и слезы. Неужели хоть кто-нибудь так говорил, даже пускай и триста лет назад?»[1]. Но оказывается, переживания Вертера в чем-то очень существенном созвучны переживаниям Эдгара. Общение с Вертером позволяет юноше открыть в себе самом пласты застенчивой нежности, так не гармонирующие с принятым им и заботливо поддерживаемым образом грубого, решительного, прошедшего «огонь, воду и медные трубы» парня. Даже архаический язык, звучащий резким диссонансом современному небрежному молодежному арго, на котором говорит Эдгар, по-своему уместен; он позволяет юноше выразить свои новые переживания остраненно, не ломая собственного привычного и принятого сверстниками «мужественного» «я», а как бы «рядом» с ним.
_________________________________________________________________________________
[1] Пленцдорф У. Новые страдания юного В. — Иностр. лит., 1973, As 12, с. 115—116.самовоспитание – предыдущая | следующая – психологические функции