III. 3. Самосознание и образ «я» (уровень притяза­ний)

В переходном возрасте люди чаще, чем когда бы то ни было, становятся жертвами так называемого синдрома дисморфофобии. Вот один пример. В детстве Витя был очень хорошеньким мальчиком, окружающие особенно восхищались его красивыми кудрями. К 14 годам он стал, по его самооценке, заметно дур­неть, потерял свою привлекательность, в частности у него стали редеть волосы. Это совпало еще с одним драматическим об­стоятельством. В 13 лет Витя очень нравился одной девочке, но его она в это время не интересовала. В 14 лет роли переменились: он увлекся этой девочкой, а она перестала его замечать. Эти два обстоятельства соединились в сознании подростка в единый комплекс, породив убеждение, что он крайне непривлекателен. Если бы мальчик сразу поделился своими переживаниями с кем- то из взрослых, его легко можно было успокоить. Но Виктор дер­жал эти болезненные переживания в глубочайшей тайне до 24 лет. Результат: тревожность, пониженный уровень притяза­ний, трудности в общении, застенчивость и другие психологичес­кие проблемы, которые не исчезли полностью после того, как была разъяснена и потеряла значение породившая их причина.

Поскольку наружность — важный элемент юношеского само­сознания, учителям и родителям полезно зиать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство (в острых слу­чаях нужна консультация психотерапевта).

У мальчиков самым частым источником тревоги является не­достаточный, по их мнению, рост, с которым, как мы уже виде­ли, ассоциируется общая «маскулинность», и т. д. Много непри­ятностей доставляет старшеклассникам кожа. Недаром, по дан­ным А. А. Водалева, в их устных портретах свойства кожи упоминаются гораздо чаще, чем у детей и у взрослых. Многие юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и т. п.

Важной проблемой является ожирение, избыточный вес. Юношеские стереотипы красоты в этом отношении не отличаются от взрослых. Но, не говоря уже о конституциональных осо­бенностях, как раз накануне полового созревания у многих подростков образуются жировые накопления, составляющие своего рода энергетический резерв организма. Полноту, да­же временную, болезненно переживают и девочки и маль­чики.

В средней стадии полового созревания у многих мальчиков наблюдается заметное увеличение грудных желез по женско­му типу, которое обычно спадает примерно через год. У не­которых мальчиков озабоченность вызывают недостаточные, по их мнению, размеры половых органов.

Девочки-подростки остро переживают недостатки кожи, не­которые склонны сильно преувеличивать свою толщину, прибе­гая ради похудения к фантастическим и вредным диетам. По содержанию девичьи заботы о внешности отличаются от юно­шеских лишь постольку, поскольку не совпадают стереотипы «маскулинности» и «фемининности». Если юноши мечтают уве­личить свой рост, то некоторые девушки были бы рады его уменьшить. Если юношей смущает отсутствие волос на теле, то у девушек, наоборот, вызывает панику оволосение.

Итак, внешность — важная сторона жизни. Старшеклассни­ки, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие непропорционально много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тре­воги. Броские наряды, привлекающие к себе внимание,— сред­ство получить подтверждение, что опасения напрасны, что юно­ша или девушка «в порядке», что он (она) может привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе, в таком постоянном «подтверждении» не нуждается. Поэтому с возрастом озабочен­ность внешностью обычно уменьшается. Человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступа­ют теперь другие свойства «я»— умственные способности, во­левые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Насколько объективны, адекватны человеческие самооценки и как меняется это свойство с возрастом? Проверку адекватно­сти самооценочных суждений затрудняют различия в объектах и способах самооценки. В одних случаях самооценка проверя­ется путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности — спортивными до­стижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуе­мого окружающими людьми (учителями, родителями), высту­пающими в качестве экспертов. Так же, кстати, формируются самооценки и в обыденном сознании: я решил трудную задачу — значит, я умный; я нравлюсь окружающим — значит, у меня приятная внешность.

Сам процесс оценивания имеет разные функции. С одно» стороны, самооценка — это когнитивный (познавательный) про­цесс: для успешной деятельности индивид заинтересован в объ­ективном знании себя и своих качеств. С другой стороны, само­оценка часто служит средством психологической зашиты: желание иметь положительный образ «я» нередко побуждает инди­вида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недо­статки. Соотношение этих двух функций и их возрастная дина­мика до сих пор не совсем ясны. Противоречивы и эмпириче­ские данные, относящиеся к юношеству.

образ «я» – предыдущая | следующая – самоопи­сания

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.