III. 1. Умственное развитие

Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, переходный возраст стимулирует и актуа­лизирует ее творческие потенции. Важнейший интеллектуаль­ный компонент творчества — преобладание так называемого ди­вергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение, снимающее проб­лему как таковую). Но творческий потенциал личности отнюдь не сводится к ка­честву ее интеллекта. Экспериментальные исследования советских психологов Д. В. Богоявленской, В. А. Петровского и др. доказывают, что, в отличие от простой целесообразной адаптивной деятельности, творчество имеет целеполагающий характер. Интеллектуальное творчество является, по-видимому, частным случаем более общего свойства активности субъекта, его готовности выходить за пределы ситуативной необходимости и способности к само­изменению. Это свойство проявляется не только в интеллекту­альной, но и в любой другой деятельности — в социальной активности, художественном творчестве, способности инициировать моральное решение и т. д. К сожалению, возрастные пара­метры творчества и сопутствующих ему личностных свойств по­ка не изучены. Американские психологи М. Парлоф, Л. Датта и др. пыта­лись сравнивать личностные свойства групп творческих лю­дей— взрослых и юношей (их творческий потенциал измерялся посредством анализа продуктов деятельности и экспертных оценок) друг с другом и с менее творческими людьми. Оказа­лось, что более творческие люди, независимо от возраста и на­правленности интересов, отличались от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакции, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и одновре­менно уверенностью в себе, уравновешенностью и напорис­тостью. Возрастных различий по этим качествам ученые не на­шли. Зато такие различия обнаружились в наборе качеств, который психологи условно назвали «дисциплинированной эф­фективностью», включив сюда самоконтроль, потребность в до­стижении и чувство благополучия. Творческие взрослые люди по этой группе качеств получили более низкие, а творческие юноши — более высокие показатели, чем их менее продуктивные сверстники. Почему такой странный результат? Творческая активность предполагает, с одной стороны, уме­ние освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой — развитый самоконтроль, орга­низованность, умение дисциплинировать себя самого. Положе­ние юноши и взрослого в этом отношении различно. Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. Чтобы стать творчески эффективным, юиоша нуждается в большей ин­теллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников. Напротив, взрослый, сложившийся человек невольно тяготеет к привычно­му, устойчивому, хорошо знакомому; творческое начало проявля­ется у него поэтому в меньшей скованности организационными рамками, в способности к спонтанным, неожиданным даже для самого себя поступкам и ассоциациям. Кроме того, взрослый человек, уже доказавший свой творческий потенциал, имеет объективно больше возможностей варьировать свое поведение, чем юноша-старшеклассник, от которого требуют прежде всего усвоения программного материала, воспринимая всякую экс­центричность и неожиданность с его стороны как вызов. Конкретные личностные свойства творчески одаренных юно­шей могут быть весьма различными. Отчасти они зависят от основной сферы деятельности человека; например, научное твор­чество обычно сочетается с высокими общими показателями интеллекта, способностью к абстрактно-логическому мышлению, что совсем необязательно для художников (суждения И. П. Пав­лова о различии «мыслительного» и «художественного» типов подтверждены современной психологией). Много значат и усло­вия воспитания: одаренный юноша, самовыражение которого затруднено, часто обнаруживает черты тревожности и невротиз­ма, отсутствующие у того, кому семья и школа помогают рас­крыть и реализовать свои способности. Это налагает на учителя большую ответственность. Нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самоутверждения, а тягу к самостоятельности — с возрастной самоуверенностью и негативизмом. Многие великие люди в школьные и студенческие годы плохо успевали именно по тем предметам, в которых они позже прославились (юный Гегель имел посредственные отметки по философии, Верди отчисляли из консерватории и т. д.). Поскольку школьная учебная программа регламентирована, детское и юношеское творчество иногда полнее и ярче проявля­ется вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где творчество может сохранять свободные игровые формы. Искус­ство учителя состоит, в частности, в том, чтобы своевременно распознать преимущественную сферу творческой направленно­сти старшеклассника и стимулировать ее развитие в желатель­ном направлении.

творческие способности – предыдущая | следующая – стиль мышления

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.