Все приведенные факты показывают, что при первичной акалькулии наиболее четко выступает выпадение числа из системы, нарушается связь чисел внутри сложной, но единой системы десятичного счисления.
Поскольку три процесса — осознание состава числа, осознание математических отношений отдельных чисел в процессе арифметических операций и понимание разрядного строения числа — тесно связаны между собой, постольку естественно, что и счетные операции, включающие эти три составляющих, не могут остаться сохранными. У больных этой группы нарушаются все виды арифметических действий, наибольшие дефекты выступают в операциях вычитания с переходом через десяток. Эти операции требуют сознательного включения разрядного строения числа, выполнения трех промежуточных операций, а также устойчивости пространственных представлений, т. е. знания направления отсчета (ср.: 45-18: а) 18-15 + 3; 6)45- 15 = 30; в) 30-3 = 27, или 45 – (20 – 2) = 27, 45 – 20 + 2 = 27).
Чаще всего больные с первичной (теменной) акалькулией допускают ошибки в счете, связанные с дефектом понимания разрядного строения числа либо с дефектами представлений о направлении отсчитывания. Обе эти операции связаны с пространственным восприятием. Так, решая пример 54 — 17, больные часто получают 43 вместо 37, так как оставленное число «3» ими не вычитается, а прибавляется.
Умножение и деление — это те арифметические действия, где наиболее необходимо твердое понимание внутреннего состава числа, т. е. что число 75 может быть, например, расчленено на три равных числа 25 + 25 + 25 и т. д. Именно этот процесс нарушается при теменной акалькулии. У больных нередко оказывается нарушенной даже упроченная в опыте таблица умножения. Все описанные дефекты могут быть усугублены речевыми нарушениями, протекающими в синдроме либо афферентной моторной, либо семантической афазии.
В вопросе взаимосвязи первичной акалькулии с разными формами афазии следует обратить внимание прежде всего не на поверхностную взаимосвязь первичной акалькулии и семантической афазии. Действительно при семантической афазии, в синдроме которой протекает первичная акалькулия, центральным дефектом является нарушение понимания значения и смысла не отдельных слов, а слов, вступивших в определенные связи и отношения. Тот же дефект — нарушение понимания количественной стороны цифровых знаков, когда они находятся в системных отношениях, во взаимосвязи — разрядность, внутренний состав числа (взаимосвязь отдельных его составляющих), — лежит в основе первичной акалькулии, при которой понимание значения отдельных простых чисел не нарушено. Восстановительное обучение в этом случае идет совместно с восстановлением речи, высших уровней ее организации, где значение и смысл слова зависят от строения предложения или текста.
Методы восстановительного обучения
Восстановительное обучение при первичной акалькулии исходит из знания ее природы и направлено на восстановление понимания состава числа и осознания его разрядного строения. С этой целью с помощью специальной программы с больными отрабатывается система десятка и понятие дополнительного числа методом соотнесения реальных предметов, их различной группировки с соответствующими числами (или предметно-числовой метод). Больному дается определенное количество предметов или их заменителей — палочек (или фишек и т. п.) и ряд карточек с написанными на них цифрами, с которыми он должен производить операции, указанные в программе.
1. Разбейте все количество палочек на две равные группы.
2. Посчитайте, сколько палочек в каждой группе.
3. Найдите карточки с соответствующими числами. .
4. Положите их на каждую группу.
5. Скажите, сколько таких чисел находится в заданном числе.
6. Запишите в тетрадь, из каких чисел состоит заданное число. Затем в программе меняется лишь пункт 1, в котором теперь требуется разбить все палочки на две неравные группы, а все остальные операции — прежние.
Такую работу проводят с числами не только первого, но и второго и т. д. десятков. Работа с опорой на реальные предметы (палочки) идет лишь в самом начале и на уровне первого десятка. Дальнейшая работа над анализом состава числа проводится методом соотнесения заданного числа с его искомыми составляющими числами. На карточках обозначены числа; перед больным кладется карточка с заданными числами, он должен подобрать к ней все возможные комбинации чисел, из которых можно составить заданное число. Серия подобных операций позволяет восстановить осознание состава числа, взаимосвязь между числами и умение свободно оперировать ими (карточно-числовой метод).
Параллельно с работой над составом числа ведется восстановление понимания разрядного строения чисел. С этой целью идет длительная работа по восстановлению: 1) наименования чисел, начиная со второго десятка; 2) осознания связи наименования числа с его разрядностью, с целью усвоения больными, что уже наименование числа указывает на его разрядность и направление чтения наименования указывает на направление уменьшения разрядов (23 —двадцать + три, 154 — сто пятьдесят(ков) + 4). Исключение составляет второй десяток (11 — одиннадцать (десять). Восстановление понимания связи наименования числа с его разрядным строением используется в качестве способа восстановления понимания разрядного строения числа — разрядов, их направления в записи, их количественных взаимоотношений. Здесь решается задача соотнесения слова — наименования числа с его разрядным строением и количественной взаимозависимостью разрядов между собой. С этой целью используются «опосредованные методы» — метод фишек, табличный метод и-др., — которые замещают собой разряды и их количественное выражение: спичечный коробок — это «сотня предметов», или разряд сотен, пуговица — «десять предметов», или разряд десятков, спички — единицы.
10.3. Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга – предыдущая | следующая – 10.3. Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга (продолжение)
Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.