Культура и неравенство полов (продолжение)

Другими словами, возможно, главным фактором, ответственным за существование таких различий, является традиционное закрепление за мужчинами и женщинами определенных видов социальной активности. Некоторые теоретики утверждают, что сфера домашних обязанностей, традиционно закрепляемая за женщинами, менее престижна, чем сфера публичной деятельности, закрепляемая за мужчинами. Однако остается вопрос – оправдана ли такая позиция? Исходя из различий в биологии мужчины и женщины, представители многих культур преувеличивают важность одних атрибутов и преуменьшают значимость других. На основании этого делается вывод, что одни виды активности предназначены только для женщин, а другие  только для мужчин. Гендер* формируется на основе реалий объективной физиологии и культурных представлений (убеждений, установок, ценностей), которые возникают из различных экологических условий.

       ——————————————————————————————

* представления о социально приемлемых и одобряемых ролях и      характеристиках мужчин и женщин – прим. переводчика, В. С.

——————————————————————————————

Мужчины, скорее всего, чаще, чем женщины будут заниматься опасными видами деятельности, если существует возможность выбора (например, ловить рыбу в открытом море). Когда представители человеческого рода жили как муравьи-собиратели (охотники, сборщики плодов и трав), то опасные виды деятельности для женщины в периоды беременности становились неприемлемыми. Поэтому в некоторых сообществах превозносились и возвеличивались одни виды деятельности (например, ловля рыбы), а другие стали считаться менее престижными (например, приготовление пищи). В этом вопросе можно занять функциональную точку зрения: если опасным видам деятельности не придавать высокой социальной значимости, то нашлось бы мало людей, которые стали их выполнять. Поэтому возвеличивание активности, присущей мужчинам (например, ведение войн), сформировалось на основе таких механизмов и в определенной степени сохраняется во всех современных сообществах. Процессы социализации мальчиков и девочек отличаются друг от друга (Barry, Bacon, Child, 1957). Мальчикам прививается независимость, самостоятельность,  агрессивность и ориентированность на достижение успехов в жизни в большей степени, чем девочкам. Социализация девочек в большей степени, чем для мальчиков ориентированна на приобретение навыков воспитания, ответственности и подчинения. В одном из последних исследований (Low, 1989) было обнаружено, что девочкам внушались нормы целомудренного поведения, трудолюбия и усердия примерно в сорока культурах, тогда как мальчики получали такое воспитание только в четырех культурах. Им прививались образцы самостоятельного поведения, конкуренции, агрессии  и стойкости в десяти из тридцати пяти культур, тогда как девочки получали такое воспитание в только двух культурах. Статистический анализ свидетельствует о надежности этих данных. Стереотипные представления о роли мужчины и женщины в тридцати обследованных культурах оказались примерно одинаковыми (Williams, Best, 1982).Стереотипный образ мужчины в подавляющем большинстве выборок воспринимался следующим образом: предприимчивый, жесткий, отважный, доминантный, сильный, независимый, ориентированный на достижение успеха, работоспособный, стойкий, умный. Стереотипный образ женщины был иным: чувствительная, мечтательная, нежная, ласковая, покорная, смиренная и суеверная. Таким образом, модели социализации и стереотипы женщин и мужчин в определенной степени оказались одинаковыми во всех странах.

В исследованиях, проведенных в четырнадцати странах, Вильямс и Бест (Williams, Best, 1990) изучали представления индивидов о самих себе (реальное и идеальное Я) и об идеальном образе мужчины и женщины (специфике гендерных представлений). Они обнаружили небольшие культурные отличия в представлениях о реальном и идеальном Я, но больше различий в гендерных представлениях. В странах с высоким социально-экономическим уровнем развития, исповедующих протестантизм, женщины имели высокий образовательный уровень  и большую социальную занятость (имели работу вне дома). В этих странах гендерная идеология была эгалитарной (уравнительной). В традиционных культурах, особенно в тех, где население исповедует ислам (например, Пакистан и Нигерия), в гендерная идеология оправдывает наличие различий между мужчинами и женщинами.

Существуют обоснованные данные (Campbell, 1967), свидетельствующие о том, что стереотипы представлений о людях в определенной мере отражают условия их жизнедеятельности. Когда члены группы занимаются коммерцией, с большой вероятностью они будут восприниматься как «расчетливые». Когда члены группы живут в засушливых и бесплодных районах, где можно собирать только один урожай в год, они будут восприниматься как «ленивые». Когда они живут в регионе с влажным климатом, позволяющим собирать по два урожая в год, они, скорее всего, будут восприниматься как «усердные». Если предложенная выше теория правильна, она позволяет сделать оптимистические выводы в отношении уменьшения неравенства между мужчинами и женщинами. В информационных обществах, т.е. в обществах, в которых социальная активность мужчин и женщин становится одинаковой, соотношение доходов по заработной плате между мужчинами и женщинами будет смещаться в направлении равенства.

неравенство полов – предыдущая  |  следующая – гендерная идеология

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление