Если кто-то ищет здоровье, спроси его сперва, готов ли он в дальнейшем расстаться со всеми причинами своей болезни, — только тогда ты сможешь ему помочь.
Сократ
I. Теоретическая часть
1. Введение в позитивную психотерапию и психосоматическую медицину
Кто работает один — прибавляет. Кто работает вместе — умножает.
(Восточная мудрость)
Введение
В ходе транскультурных исследований мне удалось установить, что во многих восточных странах врачу выплачивался гонорар до тех пор, пока его «пациент» оставался здоров. При этой древней восточной системе здравоохранения врач был ориентирован прежде всего не на лечение болезни, а на поддержание здоровья. Эти наблюдения и размышления побудили меня к со зданию такой концепции, которая во главу угла ставит не болезнь, а здоровье.
Терапия и видение человека
Времена меняются — и мы меняемся вместе с ними.
Принципы лечения соматических и психических заболеваний с давних пор зависели от представлений о человеке, которые гос подствовали в соответствующий отрезок времени. Современная медицина, возникшая в результате развития стран Запада, является медициной заболеваний: исследуются условия развития, закономерности, возможности передачи болезни. Это все рассматривается зачастую абстрактно, т.е. вне связи с пострадавшим человеком. Распространенность заболеваний изменилась. Тем, чем раньше были чума, холера и оспа, сегодня стали сердечно-сосудистые и легочные заболевания, депрессии, фобии, чувство тревоги и безысходности. С точки зрения истории медицины это понятно: после выдающихся успехов естественных наук в преодолении инфекционных заболеваний в терапии и хирургии было развито примерно следующее представление: человек — это машина, которая должна быть отремонтирована, при этом ее нужно смазать, удалить испорченные детали и поставить новые. Лечение сферы психического проводилось только при крайней необходимости, однако сегодня мы уже не можем больше проходить мимо того факта, что примерно 60— 80 % всех заболеваний обусловлены психикой или по крайней мере опосредованы ею. Головные боли, желудочно-кишечные расстройства, нарушения сна, ревматические болезни, боль, астма, сердечная недостаточность, сексуальные расстройства, фобии, депрессии, навязчивые состояния и т.д. все чаще рассматриваются сегодня с точки зрения переживания, переработки переживаний и психических и психосоциальных конфликтов. Стремление к профилактическому, предупреждающему мышлению тем не менее является заслугой не только медицины и психологии, но и тех институтов, которые вынуждены «устранять» заболевания и их последствия: больницы, страховые компании, политические и религиозные организации. Таким образом, становится понятным, что болезнь не является больше личным делом и внимание к ней не является больше привилегией узкоспециализированных ученых или ответственных за организацию здравоохранения лиц. Пострадавшим является каждый из нас — прямо или косвенно. Во всех случаях душевных или физических происшествий мы можем обнаружить такие взаимосвязи, когда мы стремимся видеть в больных больше, чем просто носителей симптомов-и историй болезни. Возникает вопрос: кто болен и кого нужно лечить, человека, который представляется пациентом, его семью, его партнера, его подчиненных и коллег по работе, общество и его устройство, политиков, которые хотят представлять его общественные интересы, или кого-то еще, называющихся его терапевтами? Так же ставится вопрос при обыденном обращении с психическими больными. Повышается спрос на организацию психиатрической помощи. Речь уже не идет только о том, что каждой определенной болезни должно соответствовать определенное лечение, например, направление в психиатрическую клинику. Мы делаем акцент на вопрос, какое значение для пациента и его семьи имеет определенное мероприятие и как оно влияет на течение заболевания (ср.: Peseschkian, 1980, стр.43).
Предисловие к русскому изданию – предыдущая | следующая – Психотерапия вместо психопатологии