/     /  
Принципы совершенствования медицинской помощи в области охраны психического здоровья детей

Принципы совершенствования медицинской помощи в области охраны психического здоровья детей

Принципы совершенствования медицинской помощи в области охраны психического здоровья детей
Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Москва). Е. В. Макушкин.

В настоящее время сформирована и проходит этап правительственного и межведомственного согласования «Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации» (на период до 2010 г.). По сути, определена современная стратегия национальной политики в интересах детей. Основной целью стратегии является сохранение и давление здоровья детей, снижение смертности, заболеваемости, инвалидности, повышение качества и доступ­ности медицинской помощи и социального обеспечения детей, повышение уровня социальной адаптации и инте­грации детей с проблемами в состоянии здоровья. Оказание психиатрической помощи детскому населению долж­но полностью соответствовать задачам государственной политики.

Главным внештатным детским специалистом-экспертом психиатром Минздравсоцразвития России органи­зационная методическая консультативная и лечебно-диагностическая помощь непосредственно оказывалась в ряде субъектов Российской Федерации. Анализ деятельности психиатрической службы на местах позволил отме­тить и сформулировать положительные составляющие деятельности, определить проблемные вопросы, требую­щие своего скорейшего решения при помощи органов управления здравоохранением. Можно отметить, что зада­чам современного здравоохранения в области охраны здоровья детей отвечает деятельность тех психиат­рических учреждений, которые организовали и развивают работу по следующим направлениям:

  • разработка и внедрение современных медицинских и организационных технологий, в т.ч. стандартов и протоколов ведения больных, показателей качества деятельности учреждения;
  • взаимодействие с ответственным лицом, непосредственным куратором вопросов охраны здоровья детей на уровне органа управления здравоохранения субъекта РФ;
  • назначение главного детского психиатра (из числа наиболее компетентных специалистов) и регулярное оказание им методической, консультативно-диагностической помощи другим детским психиатрам по актуальным и проблемным вопросам;
  • межведомственное взаимодействие с органами образования, социальной защиты по медико-социальным вопросам в том числе по проблемам суицидологической помощи, предупреждения детской инвалидности; с судебно-следственными органами – по аспектам профилактики безнадзорности, беспризорности и преступности несовершеннолетних;
  • привлечение новых специалистов и системная профильная подготовка кадров в ведущих учреждениях страны и на кафедрах детской психиатрии;
  • взаимодействие с федеральными научно-исследовательскими институтами и центрами по организацион­но-методическим вопросам оказания психиатрической помощи детско-подростковому населению;
  • выполнение научно-практических, диссертационных исследований по вопросам организации, лечебно-профилактической помощи, диагностики и тактики ведения несовершеннолетних пациентов с психическими нарушениями
  • наряду с адекватно избранной психофармакотерапией внедрение современных психологических, психо­терапевтических, реабилитационных методов работы с детьми и подростками, имеющими психические и поведенческие расстройства;
  • осуществление поддерживающей помощи родителям или лицам, их заменяющим, в семьях, имеющих психически больного ребенка;
  • международное сотрудничество в области охраны психического здоровья детей и по смежным медико-социальным проблемам;
  • обновление инструментально-диагностической базы в амбулаторном и стационарном звене, а также при­обретение и внедрение необходимого современного инвентаря, в том числе игр, мягких игрушек и развивающих игровых методик

Наряду с этим необходимо отметить существующий в некоторых регионах и заслуживающий широкого внедрения наиболее прогрессивный опыт психиатрической помощи детям, как то:

  • развитие компьютерной базы в деятельности службы с внедрением новых информационных технологии (АРМ, локальная сеть, информационный медико-экономический центр, консультативный сайт специалистов службы и др.);
  • развитие полипрофессионального метода работы мобильной бригады (по принципу «Центр-Область»), оснащенной портативным инструментально-диагностическим оборудованием, с оказанием диагностической, лечебно-коррекционной и профилактической помощи в отдаленных районах области и в сельской местности (опыт ОДПБ г. Волгограда);
  • активное организационно-методическое участие детских психиатров в деятельности медико-психологопедагогических комиссий с адекватным практическим решением диагностических, социальных, учебно-коррекционных и лечебно-реабилитационных вопросов;
  • развитие организационно-методической и клинической помощи при оценке психического здоровья у юношей призывного возраста с привлечением компетентных специалистов детско-подростковых психиатров;
  • включение детских психиатров в центры социальной помощи семье и детям с оказанием консультативно- диагностической и лечебно-коррекционной помощи несовершеннолетним, потерпевшим от насилия и жестокого обращения;
  • развитие микропсихиатрии как необходимой формы практического формирования и укрепления детской психиатрической службы;
  • разработка и участие детских психиатров в отраслевых, ведомственных и межведомственных программах оказания медико-социальной помощи детскому населению по проблемным вопросам в регионе (аспекты предупреж­дения зависимости от алкоголя и токсических веществ, формирование суицидологической помощи детям и проч.).

Наряду с позитивным опытом существуют и негативные тенденции в детских психиатрических учреж­дениях и отделениях. Это: отсутствие молодых специалистов на местах (остро стоит проблема преемственности кадров); невозможность организации системной подготовки, переподготовки и специализации кадров (врачи дет­ские психиатры не готовятся, а опытные специалисты не направляются на циклы совершенствования); происходит назначение новых неапробированных психофармакологических препаратов, не рекомендованных производителем к применению в детском возрасте; эпизодически производятся судебно-психиатрические экспертизы несовершен­нолетним в учреждениях, не имеющих лицензии на данную деятельность, либо к экспертизе привлекаются спе­циалисты, не имеющие сертификата по специальности «судебно-психиатрическая экспертиза»; нередко не при­влекаются к диагностическому процессу в сложных клинических случаях специалисты-консультанты (эпилепто­лог, невролог, нейрохирург, эндокринолог, сексолог и др.); в некоторых субъектах отсутствует методическая ко­ординация в работе детских психиатров, в т.ч. имеется тенденция к «независимой» работе под эгидой иных, неме­дицинских ведомств.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что устранение существующих негативных тенденций, дальнейшее развитие необходимых ведомственных и межведомственных медико-социальных аспектов ра­боты, применение новых медицинских и организационных технологий, обновление инструментально- диагностической базы, привлечение и подготовка молодых кадров, внедрение передового опыта ведущих пси­хиатрических учреждений, позволят провести поэтапную модернизацию службы и существенным образом повысить качество услуг в оказании психиатрической помощи детскому населению страны. Только такого рода обновление и совершенствование данного вида деятельности может соответствовать обозначенным вопросам национальной политике в области охраны здоровья детей в Российской Федерации.


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)