Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Москва).
Е.В. Макушкин
В настояшее время сформирована и проходит этап правительственного и межведомственного согласования «Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации» (на период до 2010 г.). По сути, определена современная стратегия национальной политики в интересах детей. Основной целью стратегии является сохранение и давление здоровья детей, снижение смертности, заболеваемости, инвалидности, повышение качества и доступности медицинской помощи и социального обеспечения детей, повышение уровня социальной адаптации и интеграции детей с проблемами в состоянии здоровья. Оказание психиатрической помощи детскому населению должно полностью соответствовать задачам государственной политики.
Главным внештатным детским специалистом-экспертом психиатром Минздравсоцразвития России организационная методическая консультативная и лечебно-диагностическая помощь непосредственно оказывалась в ряде субъектов Российской Федерации. Анализ деятельности психиатрической службы на местах позволил отметить и сформулировать положительные составляющие деятельности, определить проблемные вопросы, требующие своего скорейшего решения при помощи органов управления здравоохранением. Можно отметить, что задачам современного здравоохранения в области охраны здоровья детей отвечает деятельность тех психиатрических учреждений, которые организовали и развивают работу по следующим направлениям:
- разработка и внедрение современных медицинских и организационных технологий, в т.ч. стандартов и протоколов ведения больных, показателей качества деятельности учреждения;
- взаимодействие с ответственным лицом, непосредственным куратором вопросов охраны здоровья детей на уровне органа управления здравоохранения субъекта РФ;
- назначение главного детского психиатра (из числа наиболее компетентных специалистов) и регулярное оказание им методической, консультативно-диагностической помощи другим детским психиатрам по актуальным и проблемным вопросам;
- межведомственное взаимодействие с органами образования, социальной зашиты по медико-социальным вопросам в том числе по проблемам суицидологической помощи, предупреждения детской инвалидности; с судебно-следственными органами – по аспектам профилактики безнадзорности, беспризорности и преступности несовершеннолетних;
- привлечение новых специалистов и системная профильная подготовка кадров в ведущих учреждениях страны и на кафедрах детской психиатрии;
- взаимодействие с федеральными научно-исследовательскими институтами и центрами по организационно-методическим вопросам оказания психиатрической помощи детско-подростковому населению;
- выполнение научно-практических, диссертационных исследований по вопросам организации, лечебно- профилактической помощи, диагностики и тактики ведения несовершеннолетних пациентов с психическими нарушениями
- наряду с адекватно избранной психофармакотерапией внедрение современных психологических, психотерапевтических, реабилитационных методов работы с детьми и подростками, имеющими психические и поведенческие расстройства;
- осуществление поддерживающей помощи родителям или лицам, их заменяющим, в семьях, имеющих психически больного ребенка;
- международное сотрудничество в области охраны психического здоровья детей и по смежным медико-социальным проблемам;
- обновление инструментально-диагностической базы в амбулаторном и стационарном звене, а также приобретение и внедрение необходимого современного инвентаря, в том числе игр, мягких игрушек и развивающих игровых методик
Наряду с этим необходимо отметить существующий в некоторых регионах и заслуживающий широкого внедрения наиболее прогрессивный опыт психиатрической помощи детям, как то:
- развитие компьютерной базы в деятельности службы с внедрением новых информационных технологии (АРМ, локальная сеть, информационный медико-экономический центр, консультативный сайт специалистов службы и др.);
- развитие полипрофессионального метода работы мобильной бригады (по принципу «Центр-Область»), оснащенной портативным инструментально-диагностическим оборудованием, с оказанием диагностической, лечебно-коррекционной и профилактической помощи в отдаленных районах области и в сельской местности (опыт ОДПБ г. Волгограда);
- активное организационно-методическое участие детских психиатров в деятельности медико-психологопедагогических комиссий с адекватным практическим решением диагностических, социальных, учебно-коррекционных и лечебно-реабилитационных вопросов;
- развитие организационно-методической и клинической помощи -при оценке психического здоровья у
юношей призывного возраста с привлечением компетентных специалистов детско-подростковых психиатров; - включение детских психиатров в центры социальной помощи семье и детям с оказанием консультативно- диагностической и лечебно-коррекционной помощи несовершеннолетним, потерпевшим от насилия и жестокого обращения;
- развитие микропсихиатрии как необходимой формы практического формирования и укрепления детской психиатрической службы;
- разработка и участие детских психиатров в отраслевых, ведомственных и межведомственных программах оказания медико-социальной помощи детскому населению по проблемным вопросам в регионе (аспекты предупреждения зависимости от алкоголя и токсических веществ, формирование суицидологической помощи детям и проч.).
Наряду с позитивным опытом существуют и негативные тенденции в детских психиатрических учреждениях и отделениях. Это: отсутствие молодых специалистов на местах (остро стоит проблема преемственности кадров); невозможность организации системной подготовки, переподготовки и специализации кадров (врачи детские психиатры не готовятся, а опытные специалисты не направляются на циклы совершенствования); происходит назначение новых неапробированных психофармакологических препаратов, не рекомендованных производителем к применению в детском возрасте; эпизодически производятся судебно-психиатрические экспертизы несовершеннолетним в учреждениях, не имеющих лицензии на данную деятельность, либо к экспертизе привлекаются специалисты, не имеющие сертификата по специальности «судебно-психиатрическая экспертиза»; нередко не привлекаются к диагностическому процессу в сложных клинических случаях специалисты-консультанты (эпилептолог, невролог, нейрохирург, эндокринолог, сексолог и др.); в некоторых субъектах отсутствует методическая координация в работе детских психиатров, в т.ч. имеется тенденция к «независимой» работе под эгидой иных, немедицинских ведомств.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что устранение существующих негативных тенденций, дальнейшее развитие необходимых ведомственных и межведомственных медико-социальных аспектов работы, применение новых медицинских и организационных технологий, обновление инструментально- диагностической базы, привлечение и подготовка молодых кадров, внедрение передового опыта ведущих психиатрических учреждений, позволят провести поэтапную модернизацию службы и существенным образом повысить качество услуг в оказании психиатрической помощи детскому населению страны. Только такого рода обновление и совершенствование данного вида деятельности может соответствовать обозначенным вопросам национальной политике в области охраны здоровья детей в Российской Федерации.