/     /  
Теоретическая основа для изучения экологии, культуры и поведения (продолжение)

Теоретическая основа для изучения экологии, культуры и поведения (продолжение)

Разные культуры имеют различные формы воспитания детей. Различия в социализации приводят к различиям в типе личности. Например, Рохнер (Rohner, 1986) показал, что, если родители к своим детям относятся с теплотой и лаской, поддерживают с ними тесные физические контакты, они вырастают более адаптированными, с более оптимистическим взглядом на мир. У родителей, которые к детям относятся индифферентно  и холодно, используют физические наказания, вербальную агрессию, дети вырастают с более пессимистичным отношением к жизни, с низкими самооценками. Они имеют больше проблем во взаимоотношениях со сверстниками, эмоциональную черствость и низкую адаптированность; больше проблем со здоровьем (аллергия, астма, психическая неустойчивость) а так же с интеллектуальным развитием. Основным фактором принятия детей родителями выступает физическое присутствие отца в доме, вторым по важности - наличие расширенной семьи (бабушек, дедушек, родителей и детей). Рохнер приходит к заключению, что женщины, воспитывающие детей без отца, чувствуют себя угнетенными и не способными дать детям ощущение принятия. Это заключение подтверждается наблюдением,  что в семьях с одним родителем и количеством детей больше четырех, дети чувствуют себя более отверженными, чем в семьях с количеством детей менее трех. Оказывается, присутствие в доме большого числа «воспитателей» увеличивает шансы формирования поддерживающей атмосферы воспитания. Кроме родителей воспитателями могут выступать старшие дети или хорошо подготовленные няни. Фактически, в доме должно быть достаточно воспитателей для получения детьми необходимой поддержки. Результаты, полученные Рохнером, подтверждались рядом исследователей на представителях других культур (например, Erkman, 1992 в Турции). Они достаточно убедительны, чтобы сделать определенные выводы для проведения социальной политики. Один из них состоит в том, что нежелательно воспитывать и растить детей одному из  родителей до тех пор, пока другие взрослые (друзья или родственники) не могут оказывать помощь. В целом, социализация зависит от многих факторов - доступных для родителей ресурсов, помощи, которую можно получить от других, структуры семьи в целом. Теперь мы можем возвратиться к обсуждению главного вопроса - каким образом экология формирует культуру. В ряде случаев особенности конкретной культуры сами по себе требуют особой практики социализации. На Андаманских островах (Gupta, 1976; Sen, 1962),  расположенных между Индией и Малайзией, женщины одного из местных племен постоянно носят своих младенцев на спине, включая и время работы в поле. Однако в этом племени отсутствует обычай пеленать детей. Естественно, матери стремятся  прививать своим детям навыки гигиены. В этой культуре сохранился древний обычай раннего обучения детей личной гигиене - младенцы проходят полную гигиеническую подготовку к шести месячному возрасту! Это один из тех случаев, когда теория Фрейда (1909/1976) о социализации и личности получила подтверждение. Фрейд полагал, что особое внимание при воспитании ребенка к вопросам гигиены в раннем возрасте в последствии приводит к формированию навязчивых состояний чистоплотности. Такие люди в своей жизни стремятся к навязчивой аккуратности, чтобы «все находилось на своем месте» и все делалось «точно так, а не иначе». Эта картина в точности похожа на ту, которая наблюдалось в племени, описанном выше. Они исключительно чистоплотны и имеют навязчивые состояния (хотя также страдают от многочисленных случаев «автоинтоксикации», что случается, когда человек не достаточно аккуратно удаляет со своего тела продукты выделения). Во всяком случае, на этом примере мы видим, как конкретная норма (ношение матерью своего младенца на спине) приводит к определенной модели социализации (жесткое воспитание в вопросах гигиены) и к формированию определенного типа личности (компульсивности), что, в свою очередь, ведет к определенным моделям поведения (сверхчистоплотности). Теперь, после рассмотрения взаимосвязи социализации с личностью и с некоторыми формами поведения, рассмотрим обратную связь - каким образом личность ввязана с поведением. Несмотря на то, что в целом ситуация является более сильным «предсказателем» поведения человека, чем его личностные особенности (см. Ross, Nisbett, 1991), существует тенденция, что люди с конкретным типом личности выбирают ситуации, которые соответствуют их личности. Агрессивные люди более склонны выбирать профессию военного. Созерцательные люди, вероятнее всего, поступят противоположным образом.  

субъективная культура - предыдущая  |  следующая - социальная организация сообщества

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)