тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

8.2.2. Вторая группа методов

8.2.2. Вторая группа методов

У всех больных с афазией независимо от ее формы имеет место нарушение зрительных предметных представлений (Цветкова, 1972а, в, 1974). Поэтому некоторыми исследователями разработана система методов, общей задачей которых является преодоление этих дефектов гностической сферы и восстановление связей между образом и словом. Эта система включает строгую последовательность и взаимосвязь методов: 1) классификации предметных изображений; 2) рисунка; 3) узнавания сенсибилизированных изображений (рисунков больных), которые составляют содержание одного группового занятия.

Процедура применения системы методов. Как указывалось выше, система методов включает три основные части.

Классификация. В этой части применяется групповая беседа на заданную тему с опорой на реальные предметы или картинки по заданному признаку (например, подарки мужчине или женщине, покупки в продовольственном или промтоварном магазине и т. п.). Возможность манипулирования с реальными предметами позволяет подключить ряд дополнительных афферентации (зрительную, тактильную, иногда обонятельную), что способствует оживлению всей системы связей искомого слова и существенно облегчает его называние, с одной стороны, а с другой — оживляет ряд дополнительных вербальных ассоциаций (Коган, 1962; Цветкова, 1972а, 1975). Кроме этого, картинки позволяют расширить отработанный лексический материал, а также очень удобны для применения метода классификации.

Рисунок. Во второй части занятия педагог убирает наглядный материал, предлагает больным бумагу и карандаши, рассаживает их за разные столы, просит нарисовать то, что являлось сейчас предметом беседы (например, различные медицинские предметы, виды транспорта, подарки, покупки в магазине и пр.). Больные должны вспомнить и воспроизвести зрительные и вербальные ассоциации, вызванные^ первой части занятия. Следует отметить, что больные с грубыми, как правило, комплексными, нарушениями речевых функций испытывают при этом затруднения, в таком случае педагог помогает больному, начинает рисунок или выполняет весь рисунок вместе с больным и др.

Узнавание сенсибилизированных изображений (метод пиктограммы). И наконец, в третьей части занятия проводится распознавание рисунка каждого больного всеми членами группы, что способствует закреплению отработанной лексики. При этом больные могут опять пользоваться картинками: если больной не может произнести данное слово, он узнает, что было изображено на рисунке, он находит аналогичное изображение на картинке. Этим способом пользуются также и авторы рисунка, чтобы помочь товарищам угадать его и найти нужное слово.

Эта система методов дает широкие возможности использования различных модификаций. Например, больным можно предложить кодировать (зашифровывать) рисунками содержание телеграмм, которые они хотели бы отослать своим родным или знакомым, и др. Затем остальные члены группы должны расшифровать эти рисунки, т. е. декодировать рисунки и речевые высказывания, узнать смысл, заключенный в рисунке.

Описанная система методов, адресуясь непосредственно к процессам зрительного восприятия, к зрительным предметным представлениям, создает благоприятные условия для восстановления речи, и прежде всего ее коммуникативной и номинативной функции, для восстановления активного словарного запаса.

Трудотерапия. Известно, что сложные целенаправленные бытовые и трудовые действия часто сопровождаются специфической речевой активностью в виде побуждающих, оценивающих, поясняющих и корректирующих восклицаний и реплик. При этом наиболее ярко выступает социальная природа речи в форме диалога и групповой речи. Поэтому в комплекс мероприятий, направленных на восстановление коммуникативной функции речи методом групповых занятий, включаются трудовые действия больных, коллективный труд. Трудовая деятельность позволяет объединять в одну группу больных с различной степенью выраженности речевого дефекта. Трудовая полезная деятельность способствует самоутверждению больного, помогает ему найти свое место в коллективе, создает положительный эмоциональный фон, что вторично положительно воздействует и на речевую коммуникацию больных.

В специальных реабилитационных отделениях или центрах трудотерапия занимает одно из важнейших мест в системе НПР. Однако все формы трудовой деятельности должны иметь научное обоснование, разработанную методику и процедуру их реализации (Цветкова, 1972а, б, 1979). Без этих условий трудотерапия может оказать не положительное, но отрицательное влияние на решение реабилитационных задач. В различных конкретных условиях виды трудовых занятий могут отличаться, но все виды трудовых операций должны отвечать некоторым требованиям: объединять группу на основе общих интересов; создавать положительный эмоциональный фон; приносить конкретную пользу: больные должны знать, что они выполняют нужную работу; работа не должна быть обременительной, монотонной и трудно выполнимой.

Ведущим и смыслообразующим мотивом групповой деятельности больных с афазией является восстановление речи, работа, выполняемая ими на групповых занятиях, и способствует, прежде всего, реализации этого мотива. Одной из форм трудотерапии в условиях стационара является изготовление методик для индивидуальных и групповых занятий.

В качестве задач этой формы трудотерапии выступают организация группового взаимодействия и растормаживание речи на непроизвольном уровне в ситуации трудовой деятельности. Больные под руководством педагога находят необходимые предметные изображения, вырезают или срисовывают их, наклеивают на картон, при этом они оказывают друг другу посильную помощь, объединяются для выполнения определенных операций. Педагог осуществляет лишь общее руководство деятельностью больных.

8.2.1. Первая группа методов (продолжение)– предыдущая  | следующая –  8.2.2. Вторая группа методов (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.