Авиценна искал причину уныния наследного принца очень необычно и всесторонне. Он не полагался на симптом в своих размышлениях над этой причиной, а начал перечислять районы и улицы города, определяя их психосоматически-функциональное значение. Тем не менее Авиценна оставался во власти стереотипа мышления своего времени: кроме несчастной любви тогда почти не было других причин для тоски. Если бы принц был обеспокоен социальной несправедливостью в его стране, своей неспособностью справиться с поставленными перед ним задачами или думал и печалился бы о бессмысленности своих жизненных планов, Авиценна не смог бы помочь своим методом обследования. Он применил бы тогда неверный ход или стоял бы на ложной позиции. Со времен народных психотерапевтических методов древнего Востока в психотерапии многое изменилось. Постоянно систематизируется и ставится на научную основу подход к душевным проблемам и неадекватному поведению человека. Функции учения дифференцировались, вскрываются динамика личности и включение ее в социальные взаимодействия. Знания психосоматической медицины — хотя и не систематизированные – не являются единственным проявлением современности, которое отражено в древневосточных притчах. Они характеризуют терапевтический подход, который приобрел свое место и научную систематику в новое время. Впечатляющим в терапевтическом методе Авиценны является дискурсивный подход. Он не обращался к пациенту, чтобы тот что-то говорил, он не давал никакого средства, которое могло бы поддержать его, а мобилизовал все его возможности, перечисляя все улицы города: он как бы очертил «провоцирующий фактор болезни». То, что причиной болезни этого молодого господина оказалась несчастная любовь, в меньшей степени является характеристикой психосоматического заболевания, чем проявлением предпочтения Древнего Восточного мира в этой области, так же как в наше время выступает стресс, то, что обычно подразумевается под ним, душевная причина соматических заболеваний. Что встречается и в прошлом, и сейчас, это скептическое недоверие к нетрадиционным методам. Логика действий традиционной терапии очень проста: боль, например, должна быть «устранена». Если причины боли не могут быть найдены, тогда лечится просто симптом, и этим заканчивается все лечение. Вопрос о том, какое значение имеет эта боль, на какие расстройства в соматически-душевном организме она указывает, какие возможности предвещает на будущее и какие шансы открывает, обычно остается неведомым. Это происходит так, как будто симптом, знак болезни, находится в луче света. Только симптом видим как фигура, его фон теряется в темноте ночи. Симптом приобретает при этом небывалое очарование, в то время как способности, все прочее вокруг симптома остаются незамеченными, как муравьи на черном камне. Отсюда появляется не уверенность, которая исчезает, когда мы из света симптома болезни устремляемся к непознанным или трудно познаваемым способностям. Так же, как Авиценна нуждался в знатоке местности, который хорошо ориентировался в плане города, его кварталах и улицах, знал дома и живущих в них людей, нам необходим план, который поможет наряду с имеющейся позитивно определенной симптоматикой увидеть и имеющиеся позитивные способности. При помощи этих способностей можно выявить новые возможности решения, которые в свою очередь способствуют устранению причин болезни или — если это невозможно — облегчению восприятия болезни и большего терпения к неприятностям терапии. Такой образ мышления не противоречит традиционному научно обоснованному медицинскому мышлению, а лишь дополняет его. Это дополнение, имеющее целью целостный диагноз, становится тем важнее, чем больше специализируется медицина, все более дифференцируя лечение человека и почти теряя из виду его самого. Пренебрежение этим развитием и воспоминания об «универсальном» семейном враче прошлых лет вовсе не являются ностальгией. Ведь прогресс медицины, рост технических и фармацевтических возможностей означают и рост уверенности и шансов больного. Интенсивность, с которой врач устремляется в специальную область и в которой реализует свою компетентность, может в то же время означать, что многие важные факторы, характеризующие этиологию или проявления заболевания, а также важные для выздоровления моменты, могут упускаться из виду. Вот один пример из практики:
Пациентка 32 лет жалуется на страхи, желудочные расстройства, головные боли, тревожность и боли в плечевом поясе. Лечение началось с симптоматической терапии желудочных расстройств. После некоторого перерыва было проведено физиотерапевтическое воздействие по поводу нарушений со стороны плечевого пояса под контролем ортопеда. Депрессия и страхи лечились психиатром при помощи транквилизаторов и антидепрессивных средств. Головные боли заставили пациентку обратиться к невропатологу, который поставил диагноз невралгии тройничного нерва. С этим диагнозом она наблюдалась в течение двух лет, пока, наконец, не была направлена терапевтом на психотерапевтическое лечение. Здесь выявилось, что все симптомы происходили от душевного конфликта, который имел соматические проявления. Этому конфликту соответствовали следующие внешние события: смерть любимого брата, супружеские проблемы и потеря работы. Пациентка вытеснила этот конфликт, реагируя своими симптомами; и в этой реакции она находила поддержку у лечивших ее врачей. Только интересовавшийся психотерапией терапевт смог разглядеть истинную причину симптомов больной и обеспечил ей успешное излечение от болезней.
Притча об Авиценне – предыдущая | следующая – Модель позитивной психотерапии