Сергей внес свое предложение с самыми лучшими намерениями: «Этот двухнедельник я предлагаю потому, что знаю: многие ребята недовольны собой, хотят себя переделать, но все никак не могут начать». Так давайте начнем сразу же! Почему именно двухнедельник? «Мне кажется, что недели мало, а месяца много, потому что не терпится сравнить себя нового и старого».
У взрослого человека превращение самовоспитания в краткосрочную кампанию может вызвать улыбку.
К сожалению, у многих подростков и юношей самовоспитание действительно страдает скоротечностью. Кроме того, педагоги отмечают, что некоторые школьники воспитывают в себе не положительные, а отрицательные качества, например грубость и упрямство вместо вежливости и скромности. Отчасти это, вероятно, объясняется расхождением в оценочных терминах: то, что учителю представляется упрямством, восьмиклассник называет принципиальностью, грубость кажется ему проявлением мужественности и т. п. Иногда дело в общем контексте поведения: учитель осуждает упрямство ученика — и в оценке конкретного поступка педагог прав. По для юноши важен не частный случай (позже он охотно признает свою неправоту), а то, способен ли он вообще «выдержать характер», противостоять нажиму и т. д.
Истинное воспитание, писал В. А. Сухомлинский, «совершается только тогда, когда есть самовоспитание. А самовоспитание — это человеческое достоинство в действии, это могучий поток, который движет колесо человеческого достоинства»[1]. Активная жизненная позиция, выработка которой составляет стержень нравственного воспитания, возможна только на основе развитой самодисциплины и глубокого усвоения норм коммунистической морали. Но эта позиция обязательно должна быть личной.
Нам нужны такие люди, говорил В. И. Ленин, за которых «можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести», не побоятся «признаться ни в какой трудности» и не испугаются «никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели»[2]. Таких людей нельзя вырастить в тепличной обстановке или в атмосфере казенной дисциплины, ориентированной на пассивное послушание. Нравственный опыт личности не менее важен, чем ее умственное развитие. Старшеклассник, ради получения хорошей характеристики не осмеливающийся возразить классному руководителю и поддержать товарища, в правоте которого он убежден, накапливает опыт приспособленчества, несовместимый с качествами борца за коммунизм. Привычка к завышенным, ради процента успеваемости, отметкам в школе психологически и морально подготавливает юношу к будущему очковтирательству на производстве и т. д.
Поэтому наша наука и общественность уделяют особое внимание моральному климату школы, созданию в ней творческой атмосферы, благоприятствующей развитию человеческого достоинства учащихся, сочетающей высокую моральную требовательность к ученику с уважением к его личности.
VIII. 4. Художественные интересы и восприятие искусства
Исключительно важную роль в формировании личности старшеклассника играет искусство.
Л. С. Выготский писал: «Шеррингтон сравнивал нашу нервную систему с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действию. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита. Искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения»[3]. Юношеский возраст особенно сензитивеи к восприятию произведений искусства. Развитие самосознания и обогащение эмоционального мира вызывает у юношей и девушек множество новых эстетических переживаний, которые невозможно ни выразить, ни осмыслить без помощи искусства. С этим связаны количественные и качественные сдвиги в содержании эстетических интересов и потребностей, а также художественного потребления старшеклассников.
Прежде всего меняется отношение к разным видам искусства. Ученые из Научно-исследовательского института художественного воспитания АПН СССР просили учащихся назвать вид искусства, который им особенно интересен. В I—IV классах детские интересы распределяются между всеми видами искусства более или менее равномерно, с некоторым предпочтением изобразительного искусства, причем в активной, творческой форме (рисовать, лепить), и кино. Позже эти интересы дифференцируются. До VII класса ведущие и примерно равные места в предпочтениях школьников занимают художественная литература и кино. Начиная с VIII класса литература выходит на первое место.
Этот сдвиг вовсе не означает уменьшения интереса к кино или более редкой посещаемости кинотеатра — напротив, то и другое растет. Старшеклассники — верные поклонники киноискусства. Современный городской старшеклассник, по данным И. С. Левшиной, ежегодно бывает в кино 60—65 раз; кроме того, почти половина юношей и девушек ежемесячно смотрят по телевизору от 20 до 30 фильмов, не считая других телепередач
_________________________________________________________________________________
[1] Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., Молодая гвардия, 1971, с. 49. [2] Ленин В. И. Лучше меньше, да лучше. — Полн., собр. соч., т. 45. с. 391—392. [3] Выготский Л. С. Психология искусства (анализ эстетической реакции).— В кн.: Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1963, с. 122.нравственный опыт – предыдущая | следующая – виды искусства
Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.
Консультация психолога детям, подросткам и взрослым в Москве.