Автор статьи: детский психолог Сутулина Анна.
2. Ранний возраст (1-3 года)
В этом возрасте для ребёнка необыкновенно интересным становится окружающий предметный мир. Для ребёнка очень важно овладеть способами действий с предметами, научиться правильно их использовать, узнать об их свойствах. Ребёнок как бы тестирует реальность, входит в созданный человечеством предметный мир. Именно в этом возрасте ребёнок проникает во все до этого недоступные для него уголки дома, экспериментирует с подчас опасными предметами. Теперь источником представлений о себе становится не только эмоциональное отношение взрослых, но и достижения ребёнка в сфере овладения предметным миром. Поэтому очень важной задачей родителей на данном этапе является помощь ребёнку в освоении предметной реальности, поддержка его любознательности и инициативности, демонстрация способов действий с предметами, их скрытых свойств и особенностей. В данном возрасте ребёнок нуждается уже не только в доброжелательном внимании, но и в положительной оценке взрослыми его действий, достижений. Кульминацией этого этапа развития является появление у ребёнка в 3 года такого феномена как гордость за достижения. Это особая форма самосознания, образа себя, которую можно выразить в формуле: «Я – то, что я могу сделать». «Я» ребёнка на данном этапе выражено достижениями, успехами в предметной сфере, предметный мир становится не только сферой практического познания, но и сферой самоутверждения. Но результат действий приобретает свою ценность, значимость только после того, как его оценят. Именно поэтому ребёнок становится столь требовательным и чувствительным к оценке. Таким образом ребёнок познаёт своё «Я». При этом нельзя забывать, что оценка должна быть объективной и справедливой, постоянные необоснованные восхищения опасны формированием у ребёнка неправильного, не соответствующего реальности представления о себе. Также стоит помнить, что оценке могут подвергаться поступки, действия ребёнка, но не его личность.
На данном этапе развития важнейшей задачей взрослого является показать и объяснить ребёнку правильный способ действия, проконтролировать, справляется ли ребёнок с задачей, при необходимости скорректировать его действия, помочь и в конце дать ему обратную связь о его успехах, подчеркнуть его достижения, помочь исправить недостатки. Неблагоприятное влияние на развитие ребёнка в этом возрасте, на формирование его самооценки окажет как чрезмерный контроль со стороны родителей, стремление всё сделать за ребёнка, помощь «по первому крику», так и попустительство, желание всё отдать в руки ребёнку по принципу: «пусть сам разбирается». Необходимо всегда помнить, что ребёнок появляется в этот мир без средств овладения им, и только в общении со взрослым приобретает их. Любое самостоятельное действие ребёнка вырастает из ситуации совместной деятельности со взрослым.
Таким образом, в раннем возрасте появляется такая форма самосознания как гордость за достижения, самооценка ребёнка на данном этапе развития зависит от степени его успешности в овладении миром предметов и оценок взрослыми его достижений. Поэтому в данном возрасте для ребёнка очень важно грамотное, мудрое руководство со стороны близкого взрослого, его помощь и руководство в совместной предметной деятельности, поддержка его инициативы и всё возрастающей самостоятельности, позитивная оценка его достижений.
3. Дошкольный возраст (3 – 6(7) лет)
В этом возрасте ребёнок постепенно освобождается от ситуационной связанности, ему становятся интересны не только присутствующие в настоящий момент в поле его восприятия предметы, но и внеситуативные объекты и явления, он всё больше интересуется причинами и связями в физическом мире, начинает проникать в сферу человеческих взаимоотношений. Проникновение в сферу взаимоотношений между людьми делает дошкольный возраст периодом формирования истинной дифференцированной самооценки, ребёнок уже не отождествляет себя со своими достижениями, а становится способен оценить свои личностные качества и черты, физические и умственные способности. Очень важно в данном возрасте не игнорировать постоянные вопросы «А почему?», поддерживать любопытство и познавательную активность ребёнка, ведь именно задавая эти вопросы и получая на них ответы, ребёнок получает информацию об окружающем мире, людях, о себе.
Кроме того, в дошкольном возрасте происходит существенное расширение круга общения, ребёнок начинает активно общаться со сверстниками, что является совершенно необходимым условием развития его личности, самооценки. Также в этом возрасте ребёнок, как правило, осваивает новые институты социализации (дошкольные образовательные учреждения, садики, секции и прочие дополнительные занятия). В этих сферах ребёнок получает новые представления о себе, своих возможностях, качествах, успехах или неудачах.
самооценка в детском возрасте – предыдущая | следующая – учебная деятельность
Вернуться в раздел “Психология каждому”
Записаться на прием к детскому психологу Сутулиной Анне.